Равенна Италия Достопримечательности фото и описание что посмотреть куда сходить

Билеты и отели

Раннехристианские памятники

По количеству сохранившихся раннехристианских памятников город не имеет себе равных на планете. Восемь их них, относящихся к V–VI вв., составляют объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. По единому комбинированному (Unico Cumulativo) билету «Мозаики Равенны» ценой 9,5 EUR можно посетить пять из них с самыми красивыми мозаиками:

  • мавзолей Галлы Плацидии;
  • Баптистерий православных;
  • базилику Сан-Витале;
  • базилику Сант-Аполлинаре-Нуово;
  • Архиепископский дворец.

Билет действителен в течение семи дней. Подробности (на английском языке) можно посмотреть на сайте.

Базилику Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Мавзолей Теодориха можно увидеть по другому единому билету ценой 10 EUR, действительному три дня. Он также открывает вход в Национальный музей Равенны. А комбинированный билет ценой 8 EUR предназначен для посещения Мавзолея Теодориха и Национального музея. В Базилику и Мавзолей, конечно, можно пройти и по автономному билету. Для Арианского баптистерия этот вариант безальтернативен.

Невзрачный внешний вид всех перечисленных достопримечательностей скрывает великолепные мозаики интерьера (их нет только в Мавзолее Теодориха). Равеннские мозаики часто называют византийскими. Но большинство памятников, кроме базилик Сан-Витале и Сант-Аполлинаре-ин-Классе, были созданы в эпоху, предшествовавшую византийской. Стилистически равеннская мозаичная иконография отличается от более поздней (включая византийскую) отсутствием торжественной мрачности и аскезы.

Стоимость билетов, парковка

Мы запарковались за зданием Национального музея (Museo Nazionale, Via Benedetto Fiandrini, Ravenna). Парковка стоит всего 3 евро в сутки, билетик нужно сохранить до выезда, сторож проверяет. Билет в музеи можно купить в магазине напротив Базилики Сан Витале. Взрослый билет стоит 9-50 евро, дети бесплатно. Нам со скидкой кемпинга Piomboni, билеты стоили по 8-50 евро. Билеты позволяют посетить следующие объекты:

  1. Мавзолей Галлы Плацидии (возведен около 425-450 года нашей эры)
  2. Базилику Сан Витале (освятили в 548 году после возвращения Равенны под власть Византии)
  3. Базилику Сант-Апполинаре Нуово (построена на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  4. Архиепископский музей и капеллу апостола Андрея (построен на рубеже V-VI веков, Теодорихом, вождем остготов)
  5. Баптистерий православных или Неонианов (построен на рубеже V-VI веков при епископе Урса)
Еще по теме  Королевский дворец в Мадриде Испания Бесплатное посещение отзывы фото адрес как добраться цена билета

И если вы не искусствовед, то этого будет достаточно для одного дня. Все эти здания занесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятники раннехристианской культуры. Вместе с билетами выдают карту, чтобы вы смогли обойти все, указанные реликвии.

В этом же магазине можно купить книгу путеводитель по всем памятникам Раввены на русском языке, где подробнейшим образом объясняются все религиозные сюжеты мозаик (стоимость 6 евро). Мне кажется, что Равенна это тот город к посещению которого надо подготовиться, почитать литературу иначе  будет не интересно.

Все основные достопримечательности относятся к V-VI веку нашей эры, так что все достаточно прозрачно, не придется перескакивать из одного столетия в другое. Из основных исторических событий нужно запомнить: сначала было правление Галлы — Плацидии, потом захват Равенны готами под предводительством Теодориха (он тоже был христианином), позже возвращение Равенны под патронат Византии в 548 году.

Мавзолей Галлы Плацидии

Галла Плацидия была дочерью последнего императора Римской империи Феодосия I. Предполагается, что она и является инициатором возведения собственного мавзолея Mausoleo di Galla Placidia. В нём сейчас находится три саркофага, один из которых условно считается саркофагом Галлы Плацидии. Большинство исследователей считает, что это не так, и все саркофаги были помещены в мавзолей значительно позже его постройки.

Мавзолей Галлы Плацидии

Фасад мавзолея Галлы Плацидии

Суровый крепостной фасад сооружения скрывает интересный интерьер, практически полностью покрытый древнейшими мозаиками V в. мастеров, имя которых утеряно в глубине столетий. На внутреннем куполе изображена мозаика тёмного неба, усеянного звёздами, с крестом посередине. По его углам – аллегорические изображения евангелистов.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мозаики интерьера мавзолея Галлы Плацидии

Адрес: Via Giuliano Argentario, 22. Часы работы: с 9 до 17–19 часов, в зависимости от месяца. К сожалению, время осмотра мозаик ограничено 10 минутами из-за постоянного притока всё новых посетителей.

Галла Плацидия (388-450 г.г.) была самой интересной женщиной эпохи заката империи. Она была дочерью Феодосия Великого. Юность провела в неволе у готов. Хотя трудно сказать был ли это плен, Галла стала женой предводителя готов — Аллариха, а после его смерти вышла замуж за его преемника Атаульфа. Однако и Аттаульфа убили всего через 2 года после свадьбы.

Как положено порядочной римской матроне, Галла Плацидия вышла замуж за полководца, у них родился сын, в возрасте 2 лет, ставший императором Западной Римской империи  — Валентинианом III. Но фактически Галла, унаследовавшая от  венценосного отца  энергию и способности, управляла делами империи в качестве регентши и весьма успешно.

Еще по теме  Река Енисей Исток описание течения достопримечательности -

Сам мавзолей достаточно невзрачный снаружи, врос в землю на 2 метра, но внутри он весь без малейшего промежутка выложен темно синей мозаикой, купол подобен звездному небу. Помещение совсем небольшое там расположено три саркофага: один приписывают Галле Плацидии, другой ее мужу императору Константину III, царствовавшему около полугода в 421 году, а третий их сыну — Валентиниану III.

Достопримечательности Равенны
Христос — Добрый Пастырь

Самую большую ценность представляют сюжеты мозаик. В те далекие времена, каноны и догматы церкви еще не сложились и мы можем прикоснуться к истокам европейского религиозного искусства. Художники во все времена изображали в качестве Христа и апостолов своих современников, таково свойство человеческого ума. Хочешь посмотреть, как выглядели люди пятого столетия нашей эры — посмотри на то, что они изображали.

Достопримечательности Равенны
С левой стороны стоит римский книжный шкаф, там хранятся четыре Евангелия.

Святой Лаврентий с таким же крестом, как у Христа на предыдущей мозаике, спешит сжечь арианскую ересь. Арианцы верили в то, что Бог сотворил Христа и соответственно Христос не равен Богу. Тогда это было важным, а сейчас большинство населения планеты ни разу не слышало об арианах.

Достопримечательности Равенны
Мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Факты говорят о том, что Галла Плацидия никогда не была захоронена в своей усыпальнице, она окончила свои дни в Риме и скорее всего там ее и похоронили. Усыпальницы вскрывали и установили, что там лежат целых пять человек,  останки датируются X веком, но жители Равенны никогда не согласятся с подобными утверждениями, они свято верят в то, что их императрица обрела покой именно в Равенне в своем мавзолее.

Баптистерий православных

Наряду с мавзолеем Галлы Плацидии, Баптистерий Неона или православных – старейшее сооружение Равенны. Battistero degli Ortodossi для проведения православных обрядов Крещения было построено в начале V в. при епископе Урсо. Второе имя Battistero Neoniano связано с его преемником – епископом Неоном, при котором помещение было покрыто мозаикой.

Баптистерий православных

Фасад Баптистерия православных

Следует отметить, что в раннехристианское время термин «ортодоксия» или «православие» имел более широкий смысл, чем нынешний узкоконфессиальный. Он означал учение официальной церкви (ещё неразделённой на западную и восточную) в противоположность ересям, одно из которых было арианство (см. ниже).

В центральном медальоне подкупольной мозаики представлен сюжет крещения Иисуса Иоанном Крестителем в реке Иордан, дух которого изображён с полотенцем в руках. В мозаиках Крещение представлено как путь в небесный Иерусалим, описанный в Откровении Иоанна Богослова.

Вокруг медальона изображены 12 апостолов, держащих в руках венцы. Они иллюстрируют суд над 12-ю коленами Израилевыми. Ярусом ниже можно видеть четыре изображения престола уготованного, на который сядет Иисус Христос для суда над живыми и мёртвыми при втором пришествии, а также четыре трона с лежащими на них каноническими евангелиями.

При внимательном взгляде в центральной части медальона виден более светлый фон и явно неканоническое лицо Христа. Это – следы не слишком качественной реставрации XVIII в.

Баптистерий православных

Мозаика купола Баптистерия Православных

В центре баптистерия сохранилась восьмиугольная купель из мрамора и порфира. Некоторые её фрагменты датируются XIII в.

Баптистерий православных

Средневековая купель Баптистерия Православных

В одной из арок сохранился алтарный престол VI века, а в другой можно видеть старинный бронзовый крест, до 1963 г. находившийся на крыше баптистерия.

Адрес: Via Gioacchino Rasponi. Режим работы:

  • в апреле – сентябре в 9 –19;
  • в октябре и марте с 9:30 до 17:30 часов;
  • в ноябре – феврале в 10–17.

Battistero degli Ariani, построенный в начале VI в., предназначался для проведения обрядов крещения приверженцев арианского направления раннего христианства, согласно которому, Христос занимал подчинённое положение по отношению к Богу-Отцу. Арианство в VI в. было объявлено ересью, а баптистерий превращён в ортодоксальный ораторий Девы Марии. В дальнейшем здание перешло в частное владение, а в настоящее время стало туристическим объектом.

Арианский баптистерий

Фасад Арианского баптистерия

Внутри хорошо сохранилась мозаика, изображающая традиционный сюжет баптистериев – Крещение Иисуса в Иордане. В отличие от Баптистерия православных, на фигуре обнажённого Христа явственно видны половые признаки, что не может считаться неуместным в арианском вероучении. Как и в Баптистерии православных, кроме Христа и Иоанна Крестителя, на мозаике присутствует языческий дух реки Иордан в виде седобородого мужчины. Вокруг медальона Крещения изображены 12 апостолов с венцами, разделённые райскими пальмами.

Арианский баптистерий

Мозаика Крещения

Адрес: Piazzetta degli Ariani. Арианский баптистерий можно посетить бесплатно, но сделать это нужно в первую половину дня (он рано закрывается).

Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале расположена всего в двух шагах от мавзолея Галлы Плацидии. Но построена она была на 100 лет позднее. Ее возведение было связано с переходом Равенны под власть Византии.

Достопримечательности Равенны
Базилика Сан Витале

Фотографии не способны передать все сияние мозаик, это надо увидеть в живую. Вероятно строительство и декор были выполнены византийскими мастерами. На мозаиках изображены Юстиниан и императрица Теодора в окружении придворных, подносящие дары новой церкви. Это лучшие императорские портреты из дошедших до нашего времени.

Достопримечательности Равенны
Базилика Сан Витале

Базилика Сан Витале — кусочек погибшей Византии на берегах Италии.

Равенна
Базилика Сан Витале

Basilica di San Vitale была основана в 527 г. местным епископом Экклесием в честь раннехристианского мученика Виталия Миланского. Базилика находится рядом с мавзолеем Галлы Плацидии (см. выше), и работает в те же часы. Строительство финансировал греческий ростовшик Юлиан Аргентарий, род занятий которого вряд ли можно назвать богоугодным. Внутренняя отделка мозаиками, считающимися лучшими вне Константинополя, была осуществлена в 546–47 гг. разными мастерами.

Колокольня базилики появилась в XIII в. В конце XVII в. её разрушило землетрясение: спустя десятилетие колокольню восстановили. В XVI в. базилика претерпела масштабную реконструкцию, во время которой затапливаемый грунтовыми водами пол был поднят на 80 см. В конце XVIII в. недекорированные прежде купол и ниши ротонды были расписаны фресками.

Базилика Сан-Витале

Фасад базилики Сан-Витале

Восьмиугольная церковь в византийском стиле напоминает константинопольскую церковь Сергия и Вакха. При строительстве были использованы оригинальные архитектурные решения. Так, конусообразный купол диаметром 16 м состоит из вдетых друг в друга глиняных закреплённых труб, облегчающих конструкцию. Купол опирается на восемь столбов, образующих ротонду, на втором ярусе которой находятся хоры.

Некоторые решения базилики были заимствованы при разработке проектов дворцовой капеллы в немецком городе Ахене и флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Изнутри пол облицован керамической плиткой, а нижняя поверхность стен – мраморной. Главный элемент декора – потрясающая мозаика из разноцветной смальты. Вогнутые поверхности, покрытые искрящейся мозаикой, создают эффект объёмности изображений.

Особо ценятся прижизненные мозаичные портреты императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, приносящих в дар церкви культовые сосуды. Царственных особ сопровождают придворные. Эти мозаичные панно расположены в алтарной части базилики.

Базилика Сан-Витале

Император Юстиниан со свитой

Базилика Сан-Витале

Императрица Феодора со свитой

С этих двух классических работ сняты многочисленные копии для ведущих музеев планеты.

В центральном медальоне свода алтаря изображён жертвенный Агнец. Медальон поддерживают четыре ангела в окружении райских растений, животных и птиц.

Базилика Сан-Витале

Мозаики свода алтаря

Сюжеты остальных мозаик посвящены ветхозаветным и новозаветным историям.

Базилика Сан-Витале

Мозаики стен

Адрес: Via Giuliano Argentario, 22. Время работы: 9–19. Базилика Сан-Витале – музей мирового уровня, и у входа не составит труда найти и русскоязычного гида. Примерная стоимость 45-минутной экскурсии в его сопровождении – 15 EUR.

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале

Мозаики стен

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре Нуово была возведена королем остготов Теодорихом на рубеже V-VI веков, когда этот вождь варваров завоевал Италию (в 493 году) и сделал Равенну своей столицей. Теодорих был ярым приверженцем арианской ереси и даже добивался ее признания у Папы Римского. Но после возвращения Равенны под власть Византии, в 540 году здания ариан перешли к истинно верующим.

Равенна Италия Достопримечательности фото и описание что посмотреть куда сходить

В XI веке в базилику переместили мощи Святого Аполлинария, первого равеннского епископа из Сант-Аполлинаре ин Классе, так базилика получила свое название —  Сант-Аполлинаре Нуово.

Только на стенах базилики Сант-Апполлинаре Нуово осталось изображение старого порта Классе и древнего города Равенна, спрятавшегося за крепостными стенами.

Равенна
Базилика Сант-Апполинаре ин Классе

Равенна в начале первого тысячелетия нашей эры стояла на самом берегу Адриатики, но за полтора тысячелетия берег отступил на 8 км. Именно такое расстояние отделяет город от современного порта. Море намывало песок к берегам древнего города. Старая Равенна была раньше похожа на Венецию с каналами и мостами, сейчас пески поглотили все.

Только в Италии сохранилась такое количество баптистериев (помещение для крещения), в остальных странах после XII века перестали их строить в виде отдельного здания. Баптистерий построили на фундаменте бывших римских терм, сейчас культурный слой залегает на глубину три метра от основания. Он буквально врос в землю и при этом мозаики отлично сохранились.

Равенна
Баптистерий православных — мозаика на потолке

Фотография увеличивается. Иоанн-Креститель, облаченный в шкуры являет собой уже канон средневекового искусства, а Христос все еще типичное древне римское изображение, и немного язычества — старинное  божество реки, сам Иордан, учавствует в крещении. Выглядит он как обыкновенный, языческий, римский бог — с вьющейся бородой и длинными белыми волосами, в которых запутались 2 клешни краба.

Равенна
Баптистерий православных — купель для крещения

Базилика с нынешним названием Sant’Apollinare Nuovo была сооружена на рубеже V–VI вв. тогдашним правителем Равенны королём Теодорихом как его придворная церковь. В IX в. была освящена в честь первого епископа города Аполлинария, впоследствии канонизированного. Поскольку в Равенне есть ещё одна базилика св.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Фасад базилики Сант-Аполлинаре-Нуово

В IX в. в расположенную в глубине города базилику Сант-Аполлинаре-Нуово были перемещены мощи св. Аполлинария, хранившиеся прежде в менее безопасной Сант-Аполлинаре-ин-Классе. В XVIII в. произошло обратное перемещение.

Базилика славится своими мозаиками, часть которых сохранилась со времён постройки, а другая часть относится к византийским временам. Эти мозаичные циклы создавались в период доминирования разных течений христианства – соответственно арианства и византийского православия. После победы последнего часть арианских мозаик была переложена: сюжеты, иллюстрирующие арианское учение, заменили сценами жития христианских мучеников.

Мозаики на библейские темы выложены на стенах и сводах в три яруса. Верхний ярус с новозаветными сюжетами, предположительно созданными при Теодорихе, реально доступен для осмотра только при наличии бинокля. Не слишком хорошо видны и мозаики среднего ряда, изображающие пророков и святых. Они расположены между окнами, проходящий через которые свет слепит глаза. Эти мозаики специалисты также относят к арианскому периоду.

Для осмотра наиболее удобен нижний ярус мозаик: возможно, поэтому наиболее известна расположенная на нём процессия из 26 праведных мужей (чаще называемых мучениками), шествующих к сидящему на троне Христу Спасителю. Её возглавляет популярный святой (не мученик!) IV в. Мартин Турский, именем которого называлась базилика в VI в. Свои венцы славы святые несут Христу.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Мозаика «Шествие мучеников»

Равенна Италия Достопримечательности фото и описание что посмотреть куда сходить

На противоположной стене нижнего ряда похожая композиция из 22 мучениц, направляющихся к престолу Девы Марии с Младенцем.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Мозаика «Шествие мучениц»

Исследователи полагают, что нижний ряд содержит мозаики, переложенные из арианских. В частности, есть основания полагать, что первоначально вместо Христа и Девы Марии были изображены Теодорих и его жена.

Адрес: Via di Roma, 52. Время работы: с 9–10 до 17–19 часов, в зависимости от месяца.

Национальный музей Равенны

Что-то подобное можно увидеть в архиепископском музее. Христос изображен как римский легионер, в воинских доспехах.

Равенна
Архиепископский музей — Христос, необычное изображение

В открытой книге написано по латыни: «Я есмь Путь, Истинна и Жизнь». Ногами Христос попирает символы зла голову льва и  змею. Такого  необычного Христа я нигде больше не видела. Возможно это одно из самых ранних изображений милитаристской церкви.

Самым ценным экспонатом архиепископского музея считается кафедра из слоновой кости, предположительно подаренная византийским императором Юстинианом.

От дворца остался всего один фасад. На заднем плане видна кампанила базилики Святого Апполинария. Равенна очень компактный город, транспорт не потребуется все реально обойти пешком. На самом деле дворец не принадлежал Теодориху. Но как и с мавзолеем Галлы Плацидии, получилось, что это имя к нему пристало. Здание датируется более поздним периодом.

Равенна
Дворец Теодориха

Теодорих был из образованных варваров, он получил образование в самом Царьграде (Константинополе). Во время обучения варвар Теодорих принял христианство. Но не смотря на все свое образование, он не умел писать и всегда рисовал свою подпись по трафарету. Когда я сообщила детям этот факт они дружно посмеялись над системой Византийского образования.

Архиепископский дворец

Кроме дворца, от вождя остготов в Равенне сохранился его мавзолей. Говорят, что Теодорих очень боялся грома и молний и поэтому повелел возвести мавзолей с крышей из цельного куска камня весом в 300 тонн. Мавзолей выглядит достаточно обыкновенно и абсолютно пуст, если бы я не знала что он такой древний никогда бы не обратила на него своего внимания.

Далее несколько фотографий Равенны не относящихся к памятникам раннехристианской культуры.

Равенна
Пьяцца Дель Пополо — Народная площадь, главная площадь города

Много раз мы слышали, что в Италии много падающих башен, Пизанская не единственная. И вот в Равенне действительно удалось увидеть еще одну падающую башню, основание ее стянуто современными рельсами для укрепления.

Равенна
Падающая башня в Равенне

А в кафе мы отлично перекусили с видом на падающую башню, меню было только на итальянском языке, пицца и паста по-итальянски будут почти так же ка и на других европейских языках. Я заказала рыбу — «salmon», однако это  оказался блинчик с рыбой, тоже было вкусно.

Равенна
Равенна, ворота Адриано

Равенна раньше была обнесена крепостными стенами, от них остались фрагменты.

Равенна
Равенна

Равенна показалась нам пустынным, недооцененным туристами городком. Людей на улицах реально мало. В центре города очень хороший Wi-Fi, сидели в кафе наслаждались. Этот город будет интересен любителям искусства, тому кто интересуется всеми тонкостями становления христианских канонов, любителям прекрасного всех возрастов.

Все описанные выше объекты не единственные памятники раннехристианской эпохи. Мы не посещали Базилику Сант-Аполлинаре ин Классе, зону Данте (поэт похоронен в Равенне), Кафедеральный собор, церковь Сан Франческо, баптистерий ариан, церковь Санта Мария ин Порто, дом с каменными коврами.

Современная Равенна стала крупным индустриальным центром, порт города огромен, к нему примыкает большая промзона.

Италия| 14 | 8 120, сегодня 3 |

В Архиепископском дворце Равенны находятся Cappellam di Sant’Andrea, называемая также Архиепископской, и музей.

Cappella Arcivescovile на первом этаже дворца была построена в V–VI вв. как небольшая личная церковь. Она украшена мозаикой, на которых, наряду с традиционными религиозными сюжетами, изображено множество райских птиц, растительных орнаментов и латинских гекзаметров. Совершенно непривычен образ безбородого Христа в одежде римского офицера.

Архиепископский дворец

Мозаика архиепископской капеллы

Archiepiscopal Museum был основан в середине XVIII в. Его экспонаты – картины, предметы искусства и археологические находки, находившиеся внутри или под снесёнными церквами. Среди артефактов – очень ценный трон из слоновой кости VI в., принадлежавший архиепископу Максимилиану. Другой выдающийся экспонат – серебряный крест с 40 медальонами архиепископа Агнеллуса.

Адрес: Piazza Arcivescovado, 1. Время работы: с 9–10 до 17–19 часов, в зависимости от месяца.

Двухъярусный Mausoleo di Teodorico в 520 г. построил для себя король остготов Теодорих. В отличие от других равеннских построек, он сооружён не из кирпича, а из блоков истрийского известняка. Верхний ярус ротондообразного мавзолея предназначался для королевского саркофага, а нижний – для погребения членов монаршей семьи. Первоначально на внутреннем своде купола была несохранившаяся мозаика, изображавшая крест.

Мавзолей Теодориха

Фасад Мавзолея Теодориха

После установления в Равенне власти византийского императора Юстиниана прах Теодориха был вынесен из ваннообразного порфирного саркофага, который ныне открыт и пуст.

Мавзолей Теодориха

Бывший саркофаг Теодориха

Бывший мавзолей стал часовней, а сейчас он – туристический объект.

Адрес: Via delle Industrie, 14. Время работы: с 8:30 до 19 часов. Билет стоит 4 EUR. Проезд от городского центра автобусами №№ 2 и 5.

Museo nazionale di Ravenna расположен в здании бывшего монастыря бенедиктинцев, на одной огороженной территории с базиликой Сан-Витале и Мавзолеем Галы Плацидии. Часть экспозиции – древнеримские и раннехристианские скульптуры, каменные кресты IV—V вв., саркофаги, выставлены во внутреннем дворе музея. Среди них – статуя Геракла VI в.

Основа демонстрируемой коллекции – церковная утварь и произведения искусства, ранее принадлежавшие монастырям, закрытым на рубеже XVIII–XIX вв. при наполеоновской секуляризации. Во внутренних помещениях музея выделяются фресковый цикл XIV в. художника Пьетро да Римини (ученика Джотто), ларец середины V в.

Адрес: via San Vitale, 17. Музей открыт во вторник – воскресенье с 8:30 до 19:30 часов. Стоимость билета – 6 EUR. Как отмечалось выше, есть также возможность посещения по комбинированному билету ценой 10 EUR, который открывает вход и в базилику Сант-Аполлинаре-ин-Классе и Мавзолей Теодориха.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Basilica di Sant’Apollinare in Classe построена над могилой св. Аполлинария ещё в середине VI в. Для отличия от Sant’Apollinare Nuovo к названию базилики добавлено название района города, в котором она находится. Финансировал строительство (как и базилики Сан-Витале) всё тот же греческий ростовщик Юлиан Аргентарий, который, видимо, был всерьёз озабочен своей посмертной судьбой. В X в. к базилике были добавлены притвор, придел и ротондообразная колокольня.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Главная реликвия церкви – мощи св. Аполлинария, первоначально хранившиеся в крипте. В середине IX в. из соображений безопасности их перенесли в базилику Сант-Аполлинаре-Нуово, расположенную в более защищённом месте. Почти тысячелетие спустя мощи вернули, но поместили их в главном алтаре.

Мозаичное убранство базилики было создано в VI–IX вв.

К настоящему времени сохранились только мозаики апсиды. Другие мозаики не пережили владычество венецианцев. Будучи более плоскими и схематичными, сохранившиеся мозаики уступают в качестве мозаикам Сан-Витале. Сюжеты мозаик традиционные, библейские. В конхе апсиды можно видеть необычное Преображение Господне с аллегорическим изображением Христа в виде креста с нимбом в окружении золотых звёзд. Непривычны и 12 апостолов в виде овец. Аркада центрального нефа украшена медальонами с портретами епископов Равенны.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Центральный неф базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе

К ценностям базилики также относятся декорированные саркофаги равеннских епископов.

Адрес: via Romea Sud, 224. Входной билет стоит 5 EUR. Проезд: автобус № 12.

Другие достопримечательности

Достопримечательности Равенны не исчерпываются раннехристианскими памятниками.

по алфавиту

   по популярности  

Равенна Италия Достопримечательности фото и описание что посмотреть куда сходить

Мавзолей Галлы Плацидии
Мавзолей Галлы Плацидии10

Мавзолей Галлы Плацидии – это одна из главных
достопримечательностей Равенны, расположенная рядом с базиликой Сан Витале.
Мавзолей, построенный во второй половине 5-го века, представляет собой
крестово-купольное здание.

Собор Санто Спирито
Собор Санто Спирито8

Кафедральный собор Равенны Санто Спирито стоит в
непосредственной близости от баптистерия православных, построенного в конце 5-го
века. Сам собор был возведен в начале того же 5-го века по инициативе местного
епископа Урса и был известен как Урсианова базилика.

Арианский баптистерий
Арианский баптистерий7

Арианский баптистерий был построен в Равенне в
5-6-м веках по приказу императора Теодориха, сторонника арианства. Для того,
чтобы отличать этот баптистерий от православного, ему и дали такое название –
Арианский.

Базилика Сан Витале
Базилика Сан Витале7

Базилика Сан Витале, расположенная в Равенне, на
самом деле в архитектурном смысле не является базиликой. Это – один из самых
интересных образцов раннехристианского византийского искусства в Западной
Европе.

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе
Базилика Сант Аполлинаре ин Классе7

Базилика Сант Аполлинаре ин Классе
является ярким образцом
ранневизантийского искусства. Она была построена в 6-м веке на месте могилы
первого епископа Равенны святого Аполлинария. Мощи святого были обнаружены здесь
в ходе строительства, и затем долгое время хранились внутри базилики.

Мавзолей Теодориха Великого
Мавзолей Теодориха Великого6

Мавзолей Теодориха Великого, построенный королем
остготов Теодорихом в 520-м году, расположен в предместье Равенны. Это
единственный сохранившийся памятник готского зодчества и единственная гробница
варварского правителя.

Сосновый лес Классе
Сосновый лес Классе6

Сосновый лес Классе – это старинный обширный и
очаровательный лесной массив, протянувшийся вдоль Адриатического побережья к югу
от Равенны на три тысячи га. Классе – это античный район Равенны, в котором еще
древние римляне основали порт с доками, чтобы строить и ремонтировать корабли
своего флота.

Базилика Сант Аполлинаре Нуово
Базилика Сант Аполлинаре Нуово5

Базилика Сант Аполлинаре Нуово – одна из
старинных церквей Равенны, построенная в первой половине 6-го века королем
остготов Теодорихом как дворцовая часовня. Изначально эта арианская церковь была
посвящена Христу Искупителю, а в 561-м году византийский император Юстиниан I
дал ей имя Санктус Мартинус ин Коэло Аурео.

Сад Забытых Растений
Сад Забытых Растений5

Сад Забытых Растений, известный также как Сад
Распони, расположен на пересечении улиц Виа Распони и Виа Гуэррини в Равенне.
Этот очаровательный зеленый оазис, открытый для публики, словно спрятан за
мощными стенами.

Сад Палаццо делла Провинчиа
Сад Палаццо делла Провинчиа5

Сад Палаццо делла Провинчиа в
Равенне – это одна из самых необычных достопримечательностей курортного города.
Он примечателен тем, что расположен на крыше вышеупомянутого Палаццо, а также
занимает часть крипты Распони.

Архиепископская капелла
Архиепископская капелла1

Архиепископская капелла – одна из старинных церквей
Равенны, построенная в конце 5-го – начале 6-го веков по приказу императора
Теодориха на первом этаже епископского дворца. Это самое маленькое из знаменитых
зданий Равенны, украшенных мозаиками.

Гробница Данте

Флоренция времён Данте, как и многие другие итальянские города, была вовлечена в конфликт сначала между гвельфами и гибеллинами, а затем – между «белыми» и «чёрными» победившими гвельфами. Великий уроженец Флоренции принадлежал к «белому» направлению, потерпевшему поражение. Как известно, современники сплошь и рядом не ценят живущих рядом с ними гениев.

Вскоре после смерти Данте, первоначально похороненного в церкви Сан-Франческо (св. Франциска), флорентийцы, поняв, что изгнали величайшего поэта Италии, потребовали у Равенны возвратить прах Данте на родину. К их усилиям подключился Микеланджело, упросивший папу Льва X издать в 1519 г. соответствующий указ.

Торжествующие флорентийцы встретили саркофаг, привезённый делегацией во главе с Микеланджело, который… оказался пустым. Накануне отправки во Флоренцию равеннские францисканцы, тайно от флорентийской делегации, проделали в нём отверстие, извлекли останки, поместили их в деревянный гроб и похоронили в своём монастыре в Сиенцо. Но и после этого флорентийцы не оставляют надежд на возвращение праха: с 1829 г. в базилике Санта-Кроче его ждёт пустая гробница.

Францисканцы уберегли останки Данте и во время секуляризации монастырей при Наполеоне. Они спрятали гроб в портике Браччиофорте, который и сегодня находится близ гробницы Данте. История с перепрятываниями чуть не закончилась утерей останков: более полувека место захоронения поэта оставалось неизвестным, пока случайно гроб не был обнаружен в 1865 г. во время строительных работ. Научная экспертиза костей подтвердила их принадлежность Данте.

В 1780 г. в Равенне был построен скромный Tomba di Dante (мавзолей Данте) по проекту архитектора Камилло Мориджиа.

Гробница Данте

Вход в гробницу Данте

В нём сейчас находится урна с его останками, на поверхности которой высечена латинская эпитафия. Над ней барельеф погружённого в думы поэта. Этот барельеф был частью первоначальной гробницы Данте в церкви св. Франциска. Над барельефом по поручению папы Павла VI в 1965 г. был установлен позолоченный крест к 700-летию поэта. С потолка свисает лампада, ежегодно заправляемая привозимым из Флоренции маслом (в рамках сентябрьского «Дантова месяца» в Равенне).

Гробница Данте

Гробница Данте

В окружающем гробницу дворике Квадракко ди Браччиофорте помечено место обнаружения, казалось бы, утерянных останков поэта в 1865 г. (см. выше), а также курган, в котором прах в очередной (будем надеяться, последний) раз перепрятывали во время последней войны в период интенсивных бомбардировок англо-американской авиацией.

С 1921 г. рядом с мавзолеем, по адресу via Dante Alighieri, 2-4, функционирует небольшой музей Данте. В нём можно увидеть картины, бюсты, рельефы, изображающие поэта, деревянный гроб – временное пристанище его останков, стеклянный короб, в котором они лежали при экспертизе (см. выше). Режим работы музея: вторник – воскресенье с 10 до 16–18 часов. Вход – 3 EUR.

Базилика Сан-Франческо

Museo Dantesco – составная часть Centro Dantesco dei Frati Minori, дислоцированного на территории бывшего францисканского монастыря. Миноритский центр по изучению творчества Данте – общество монахов-филологов, созданное в 1963 г.

Адрес: via Dante Alighieri, 9. Гробница и прилегающий дворик Квадракко ди Браччиофорте открыты для свободного посещения ежедневно с 10 до 16–18 часов.

Базилика Сан-Франческо

Небольшая раннехристианская церковь на месте нынешней Basilica di San Francesco была построена в V в. по инициативе равеннского епископа Неона – того самого, при котором появились мозаики баптистерия православных (см. выше). В 1261 г. церковь, первоначально носившая имена апостолов Петра и Павла, а затем св.

В 1321 г. в базилике был отпет и похоронен Данте. Его нынешняя гробница (см. выше) находится рядом с бывшим монастырём – нынешним государственным музеем. Во время раскопок 1879 г. ниже уровня грунтовых вод был обнаружен пол прежней крипты, покрытый мозаикой V в. и латинской эпитафией епископу Неону – основателю церкви. Этот своеобразный аквариум с рыбками, проплывающими над древними мозаикой и эпитафией, доступен для осмотра туристами через окно под алтарём.

Базилика Сан-Франческо

Затопленный пол бывшей крипты

Адрес: Piazza San Francesco, 1. Церковь открыта для свободного посещения с 7 до 12 и с 15 до 18–19 часов. За освещение затопленной крипты нужно бросить монету в 1 EUR в специальный автомат.

Дом каменных ковров

В 1993 г., недалеко от базилики Сан-Витале, строили подземный гараж. На пятиметровой глубине изумлённым взглядам строителей открылся мозаичный пол V–VI вв. общей площадью 1200 м2, предположительно принадлежавший византийскому дворцу, построенному на фундаментах римских зданий III-II в. до н.э.

Национальный музей Равенны

14 мозаик в помещениях Domus dei tappeti di pietra в основном представляет собой совокупность геометрических узоров трёх-четырёх цветов.

Дом каменных ковров

Геометрический орнамент пола

Есть и сюжетные мозаики – «Добрый пастырь» и «Танец времён года».

Дом каменных ковров

Мозаика «Добрый пастырь»

Для перемещения посетителей проложены специальные помосты.

Адрес: via Barbiani (вход через церковь св. Эуфемии). Часы работы: с 10 до 17–18:30 часов. Цена билета – 4 EUR.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.