Внутренний аудит на предприятии проведение организация

2.1 Организация внутреннего аудита кризисного предприятия

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Руководство организации заинтересовано в контроле за эффективностью работы отдельных структурных подразделений организации, добросовестностью выполнения работниками возложенных на них обязанностей. Это способствует обеспечению сохранности вверенного руководству организации капитала, его рациональному использованию и приумножению.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

· достижение минимизации риска, присущего деятельности организации, и максимизации ее прибыльности;

· повышение эффективности управленческих решений по экономичному и рациональному использованию ресурсов с целью максимизации прибыли и рентабельности организации;

· оказание помощи органам управления организации в осуществлении эффективного контроля за различными звеньями системы внутреннего контроля[1]
.

В зарубежной литературе вплоть до конца XX в. доминировал подход, в рамках которого целью внутреннего аудита являлось оказание помощи сотрудникам организации в выполнении ими своих обязанностей, а также оказание помощи менеджменту организации в достижении им наиболее эффективного администрирования операций организации.

Анализ имеющейся специальной западной и отечественной литературы позволил сделать вывод об отсутствии единой точки зрения на определение понятий целей, функций и задач внутреннего аудита, а также об отсутствии четкой дифференциации в использовании различными авторами данных понятий применительно к внутреннему аудиту.

В связи с этим обратимся к определению внутреннего аудита, разработанному Международным институтом внутренних аудиторов и закрепленному в действующих на сегодняшний момент Международных профессиональных стандартах внутреннего аудита. Согласно данному определению, внутренний аудит — это «деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации, и по повышению стоимости организации, помогающая ей достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроль и систему корпоративного управления»[2]
.

Анализ данного определения позволяет выделить в качестве основных целей внутреннего аудита совершенствование хозяйственной деятельности организации и повышение ее стоимости, а также осуществление помощи в достижении организацией поставленных целей. С нашей точки зрения, данный подход к определению целей внутреннего аудита наиболее полно и широко отражает его сущность.

Отсутствие четких научно-методических основ нового вида деятельности в управлении исключает разработку новых эффективных форм и методов осуществления этой деятельности.

Внутренний аудит — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Главная же задача внутренних аудиторов— обеспечение удовлетворения потребностей органов управления в части предоставления контрольной информации по различным интересующим их вопросам.

а) оценить адекватность систем контроля— провести проверку звеньев управления (контроля), предоставить обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления;

б) оценить эффективность деятельности— осуществить экспертную оценку различных сторон функционирования организации и предоставить обоснованные предложения по их совершенствованию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Служба внутреннего аудита на предприятии может состоять из одного-четырех человек, которые могут проводить большую часть своего времени, выполняя обычный аудит соответствия. Однако она может включать в себя и множество служащих, имеющих самые разнообразные обязанности, в том числе далеко выходящие за рамки бухгалтерского учета, например, технологический аудит, оценочный аудит, экологический аудит, аудит качества.

Помимо ревизии наличия и правильности оформления всех бухгалтерских документов, внутренний аудитор осуществляет проверку соблюдения административного порядка выполнения директив и приказов, инвентаризации; участвует в сопоставлении с достигнутыми результатами; анализирует информацию в целях разработки мероприятий по совершенствованию организационной структуры предприятия[3]
.

Еще по теме  Город Лиссабон и его главные достопримечательности с описанием и фото

· разработка проектов организации внутреннего аудита для предприятий (дифференцировано по отраслям и организационно-правовым формам хозяйствования) с четким установлением функций, порядка взаимодействия с другими органами управления и производственными подразделениями, статуса внутреннего аудитора, его обязанностей, ответственности и прав;

· определение квалификационных требований к должности внутреннего аудитора;

· разработка и установление порядка введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;

· разработка программ подготовки и повышения квалификации внутренних аудиторов, создание учебных пособий и организация обучения;

· прогноз потребности в кадрах внутренних аудиторов.

1) по функциям производства и управления, например, аудит планирования сбыта продукции, аудит денежных расчетов, аудит реализации, аудит поступления сырья и товарно-материальных ценностей для производства, аудит формирования финансовых результатов и т.д.;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2) по конкретной специфике предприятия, например, аудит бухгалтерского учета, аудит менеджмента, аудит маркетинга и т.д.

3) по специализации производства,

4) по структурным подразделениям предприятия, например, аудит транспортного цеха, аудит цеха готовой продукции, аудит материального склада, аудит цеха полуфабрикатов и колбасного производства и т.д.[4]

Получило распространение деление внутреннего (как, впрочем, и внешнего) аудита на три вида: операционный аудит (управленческий аудит), аудит на соответствие требованиям и аудит финансовой отчетности.

Анализируя внутренний аудит более детально, можно выделить следующие его виды: функциональный (межфункциональный) аудит систем управления, организационно-технологический аудит систем управления, всесторонний аудит систем управления организацией, аудит видов деятельности, аудит на соответствие (можно также выделить аудит на предмет соответствия каким-либо конкретным требованиям или предписаниям и аудит на предмет соответствия общей целесообразности).

Функциональный аудит систем управления проводится для оценки производительности и эффективности в любом функциональном разрезе. К нему, например, относятся аудиторские проверки каких-либо операций, проводимых подразделением (должностным лицом) в разрезе его функций.

При межфункциональном внутреннем аудите качество исполнения различных функций (например, функций производства и реализации продукции) оценивается в их взаимосвязи и взаимодействии[5]
.

Организационно-технологический аудит систем управления представляет собой проводимый органом внутреннего аудита контроль разнообразных звеньев управления на предмет их организационной и/или технологической целесообразности (рациональности).

Аудит видов деятельности предполагает объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности, областей бизнеса или бизнес-проектов с целью выявления возможностей улучшения хозяйственной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Внутренними аудиторами может проводится более глубокий контроль организации, который выражается в совокупности организационно-технологического и функционального аудитов систем управления, аудита видов деятельности, а также аудита элементов и процессов, связывающих организацию с внешней средой, — например, системы внешних профессиональных связей, имиджа, общественных связей и др.

Здесь определяются все сильные и слабые стороны деятельности организации, оценивается устойчивость ее положения в социальных системах более высокого порядка, а также перспективы ее развития. Такие контрольные мероприятия, осуществляемые внутренними аудиторами, относятся к всестороннему аудиту системы управления организацией[6]
.

1) установленных внешними полномочными органами законов, подзаконных актов, стандартов (правил, методик);

2) предписанных органами управления формальных правил, заданий и т.п.

Аудит на соответствие целесообразности выражает процедуры аудиторского контроля деятельности должностных лиц (субъектов управления) на предмет целесообразности (рациональности, разумности, обоснованности, полезности) ее продуктов (принятых решений).

· обеспечить соответствие системы менеджмента требованиям соответствующего стандарта и требованиям, установленным самой организацией в документированных процедурах, стандартах предприятия, инструкциях и другой нормативно-технической документации;

· предоставить уверенность руководству и заинтересованным сторонам в результативности системы менеджмента: внутренний аудит обеспечивает обратную связь, представляя руководству объективную информацию о том, как функционирует система;

Еще по теме  Топ-10. Самые длинные реки в Европе

2.2 Проблема разработки регламентов при организации внутреннего аудита

На современном этапе развития аудита в России деятельность подавляющего большинства аудиторов сводится только лишь к проверке достоверности бухгалтерской отчетности. Однако наибольший интерес для клиентов представляет возможность пользоваться услугами аудитора как компетентного советчика. Исходя из того, что интерес клиента это есть платежеспособный спрос на рынке аудиторских услуг, мы можем предположить, что развитие аудита коснется расширения спектра его консалтинговых услуг.

Аудиторские заключения имеют характер пост-фактума, тогда как большинству пользователей (практически всем, кроме государства) требуется еще и анализ перспектив развития предприятия, анализ возможностей его бизнеса[8]
.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Указанные проблемы лежат в основе позитивного развития внутреннего аудита, как экономического явления, синтезирующего в своей основе не только контрольные, но и ряд других функций. Это позволяет максимально эффективно решать указанные проблемы на уровне субъектов экономики.

1. Прогнозное направление. Кроме констатации настоящего финансового положения, отчет аудитора должен раскрывать и перспективы развития предприятия.

2. Консультативное направление. Невозможно не отметить роль внутреннего аудитора как консультанта, так как он уже по своему статусу является экспертом в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансового и управленческого анализа и т.д.

3. Аналитическое направление. Под воздействием потребителей информации акценты внутреннего аудиторского процесса смещаются в сторону анализа текущей деятельности организации, с точки зрения присущих ей рисков.

Исследование контрольной, прогностической, консультативной, аналитической функции внутреннего аудита, выявило некоторое смещение приоритетов в сторону больших затрат времени на действия, связанные с аналитическими функциями внутреннего аудита, нежели на процедуры непосредственной проверки, а также на действия, связанные с получением информации.

Под воздействием все более усложняющихся финансово-хозяйственных операций, на аналитические функции внутреннего аудита требуется выделение все большего количества времени. Для достижения экономической эффективности функционирования отдела внутреннего аудита, единственным выходом остается сокращение времени, затрачиваемого на непосредственные аудиторские процедуры.

Указанное сокращение времени, при сохранении устойчивых качественных характеристик внутреннего аудита, невозможно без применения компьютерных технологий. Таким образом, тенденция к компьютеризации внутреннего аудита – естественный шаг на пути повышения как его экономической эффективности, так и его качественных и функциональных характеристик.

· сокращается время на подготовку документов к работе;

· не требуется специальной подготовки к их написанию и использованию.

· низкий коэффициент соотношения экономии времени от использования программы и времени на ее адаптации к аудиторскому процессу;

· низкий коэффициент соотношения выходящей информации и входящей информации.

· еще большем сокращении времени на проверку;

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

· все еще относительно низкими требованиями к специальной подготовке пользователя;

· в более легком преодолении недостатков «обособленных» программ, т.е. снижены затраты времени на адаптацию программы и как следствие улучшение коэффициентов времени и информации[9]
.

Недостатками программного обеспечения данного уровня являются все те же недостатки, что и у «обособленных» программ, но с меньшей степенью воздействия на аудиторский процесс.

Интегрированные – программы с реализацией методики внутреннего аудиторского процесса, вступающие в непосредственные взаимосвязи с информацией объекта внутреннего аудита экономического субъекта, реализованной в компьютерном виде. Программы данного уровня предполагают использование компьютерных баз данных учета бухгалтерии организации с целью сбора аудиторских доказательств на ограниченном участке аудита (например аудит кассы, аудит расчетов и т.д.).

Преимуществами данного пакета программ являются: существенное сокращение времени непосредственной проверки доброкачественности хозяйственных операций и процессов, а так же высокая степень детализации данных выходной информации. К основным недостаткам относятся: обязательная компьютеризация бухгалтерского учета организации, повышенные требования к подготовке пользователя, не разработанность программ.

Сверхинтегрированные – программы с качественными характеристиками идентичными «интегрированным» программным продуктам, но без ограничения участка проверки.

Рассматривая программные пакеты различного уровня сложности (от обособленных до сверхинтегрированных), необходимо отдельно отметить, что использование программ первой и второй группы (обособленных и связанных) не предполагают одновременного использования программных продуктов других групп, т.к. те имеют встроенные модули аналогичные данным программам.

Еще по теме  Дворцово-парковый ансамбль Петергоф

Иначе говоря, программы следующего класса сложности «впитывают» в себя программы более низкого уровня. В тоже время, необходимо отметить, что программы первой и второй группы могут использоваться как в системе компьютерной обработки данных, так и при ручной обработке информации. Программы третьей и четвертой группы не могут функционировать иначе как в системе КОД.

Исходя из вышеизложенного, процесс компьютеризации внутреннего аудита (с точки зрения перераспределения функций и обязанностей аудитора, перераспределения рисков и т.п.) необходимо рассматривать отдельно при ситуации когда речь идет о ручной обработке информации в организации, и когда речь идет об использовании системы компьютерной обработки данных.

В настоящее время просматривается тенденция руководства отдельных наиболее крупных организаций создавать у себя службы внутреннего аудита, вместо того чтобы прибегать к услугам внешних, независимых аудиторов для налаживания системы внутреннего контроля и поддержания ее на нужном уровне. Организация эффективно функционирующей системы внутреннего аудита — это сложный многоступенчатый процесс, состоящий из нескольких этапов.

Одним из наиболее важных этапов организации внутреннего аудита на предприятии является разработка регламентов. К ним относятся такие документы внутрихозяйственного регулирования, как Положение о службе внутреннего аудита, должностные инструкции внутренних аудиторов, Кодекс этики внутренних аудиторов и стандарты внутреннего аудита[15]
.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Положение о службе внутреннего аудита как элемент внутрифирменного регулирования является базовым, стратегическим документом. В нем должны быть определены точки приоритета, в отношении которых необходимо формирование единого подхода в рамках всей системы внутреннего аудита организации.

В Положении отражаются структура, задачи, функции, обязанности, права, ответственность службы внутреннего аудита, а также особенности взаимодействия этой службы с другими структурными подразделениями.

Так, например, структура службы внутреннего аудита может быть представлена следующими элементами: дирекция внутреннего аудита, службы внутреннего аудита, отделы внутреннего аудита и внутренние аудиторы.

К основным задачам службы внутреннего аудита можно отнести предоставление руководству обоснованных заключений по вопросам финансового состояния организации, экспертизу бухгалтерской отчетности и иной документации, оказание методической помощи специалистам и работникам аппарата управления по вопросам финансового и бухгалтерского обеспечения деятельности организации и др.[16]

Основные функции службы внутреннего аудита должны быть распределены между дирекцией, службами, отделами внутреннего аудита и внутренними аудиторами.

В числе основных прав службы внутреннего аудита можно выделить разработку и применение форм и методов аудиторской проверки, определение объемов, объектов и субъектов, информационной базы внутреннего аудита, проверку бухгалтерских и иных документов общества, разработку и применение форм рабочей и отчетной документации и т.д.

Каждое структурное подразделение службы внутреннего аудита несет ответственность за обоснованность и своевременность аудиторских отчетов, рекомендаций и консультаций, а также за неразглашение информации, полученной в ходе проведения внутреннего аудита, за сохранность архива документации службы.

Служба внутреннего аудита делает запросы и получает от других структурных подразделений необходимую для проведения проверок документацию.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Для каждого работника службы внутреннего аудита руководителем службы должны быть разработаны должностные инструкции, которые бы не противоречили действующему на предприятии Положению о службе внутреннего аудита. В инструкциях необходимо отразить квалификационные требования к работникам службы внутреннего аудита, их подчиненность, обязанности, права и ответственность.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.