Город сотен пещер — ЧуфутКале Великая крепость в толще скалы

Самостоятельно

Описание

Если говорить сухо и односложно, Чуфут-Кале – это средневековый город-крепость, расположившийся на горном плато. Он является памятником культурного наследия. Наивысшая точка над уровнем моря – 581 м. Древний город на высоте, оставивший все же больше вопросов, чем ответов, ежегодно посещают сотни туристов.

Чуфут-Кале в переводе с татарского означает «еврейская крепость». Такое название используется в советской исторической литературе, а еще в русскоязычных работах караимских авторов более чем полтора столетия. Но именовали древний город и по-другому, а именно:

  • Кырк-Ер или Кырк-Ор, Чифут-Калеси – это крымскотатарские названия пещерного города, бытовавшие во времена Крымского ханства;
  • Кале или Калэ – это аутентичное название, относящееся к караимско-крымскому диалекту, которое использовали сами караимы;
  • Села Юхудим – переводится с древнееврейского как «скала иудеев», это словосочетание можно было встретить в караимской литературе до середины XIX века, а уже во второй половине следующего столетия оно сменилось на Села ха-Караим;
  • Чуфт-Кале и Джуфт-Кале – это поздние названия, которые с тюркского можно интерпретировать как парная или двойная крепость.

Для обитания и селения людей эта местность подходила прекрасно: сама по себе живописная долина, хороший запас пресной воды, скала с плато. Город стал надежным укрытием от врагов и захватчиков. И все же точных, убедительных сведений о том, когда образовался город, нет. Раскопки чуть прояснили ситуацию: люди жили здесь в эпоху неолита, позже здесь селилось племя тавров. Но вот с градостроительством точности нет.

Пещерный город Чуфут-Кале.

Выйдя из Ханского дворца, мы пешком отправляемся к следующим достопримечательностям Бахчисарая. Вблизи города также расположены Свято-Успенский мужской монастырь и средневековая крепость Чуфут-Кале.

По пути пытаюсь успевать делать фото, чтобы хоть немного проникнуться атмосферой места. В этом минус организованных экскурсий — ты не можешь «зависнуть» в каком-то понравившемся тебе месте, рассмотреть всё повнимательнее.

И всё равно умудрилась отстать от гида. Муж вытаскивает меня на улицу из сувенирной лавки, и мы догоняем группу бегом.  В общем-то, можно было особо не торопиться. Если  уж вы оказались в ханском дворце, то дальше вряд ли заблудитесь. В том направлении — к Чуфут-Кале —  идет много народа. Дело в том, что на пути к Чуфут-Кале есть еще одно важное место, это Свято-Успенский пещерный монастырь.

И прямо перед нами туда шла большая группа женщин-паломниц. Этот монастырь напомнил мне аналогичный скальный монастырь в пещерном городе Инкермане, куда мы успели добраться ещё в прошлом году (про это у меня есть статья Республика Крым, день 3: достопримечательности Севастополя).

Монастырь мы оставляем на обратный путь. Потому что на небе сгущаются тучи, и начал моросить мелкий дождик. Поэтому мы стремимся как можно скорее попасть на Чуфут-Кале, пока погода совсем не испортилась.

Миновав монастырские владения, мы продолжаем идти под моросящим дождём в гору. Асфальтированная дорожка заканчивается, и дальше дорога превращается в каменистую тропу.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyright

А потому мой вам дружеский совет, граждане и особенно гражданки — одевайте не просто удобную, а хорошо сидящую на ноге обувь. Никаких сланцев — отобьёте себе пальцы о камни! Никаких каблуков или платформ, иначе вывихи лодыжек вам гарантированы. Только кроссовки и иже с ними.

По обеим сторонам тропы ютятся вездесущие палатки с сувенирами. Но лучше смотрите себе под ноги…Идти по такой тропе, по моим ощущениям не больше километра.

И здесь уже просматриваются очертания пещерного города. Поэтому любопытство заставляет нас шагать бодрее. А дождь между тем всё усиливается. И некоторые дамы из нашей группы, не вынеся тягот каменистой тропы, поворачивают назад — обувь у них явно не подходила для такой прогулки…

А мы уже приближаемся к Южным воротам, за которыми таится целый мир подземных и наземных сооружений… Когда-то вражеские воины, попадая на узкий пятачок перед воротами, оказывались как на ладони для защитников крепости и попадали под их прицельный огонь… Но это когда то давно, а сейчас за воротами стоит касса и можно войти в Чуфут-Кале совершенно спокойно, купив билет за 200 руб.

История города.

Не буду утомлять вас подробным пересказом многовековой истории Чуфут-кале, друзья. Но всё-таки несколько слов  том, как возник этот город и какие события происходили в нём, сказать стоит. Потому что без этого непонятно будет, что за место и почему в него стремятся попасть  многие туристы.

Одни считают, что город возник в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений.  По мнению других, укрепленное поселение возникло здесь в X–XI вв. В любом случае, несмотря на свой древний возраст, этот пещерный город — самый хорошо сохранившийся из всех подобных городов в Крыму.

На раннем этапе существования города основное его население составляли аланы — самое могущественное из позднесарматских племен иранского происхождения. Они стали проникать в Крым со II в. н. э. Обосновавшись в горном Крыму, аланы приняли христианство. В 1299 г. татарская орда эмира Ногая совершила очередной набег на Крымский полуостров.

Среди прочих ограбленных городов значился и Кырк-Ор. Захватив город, татары разместили в нем свой гарнизон. На рубеже XIV–XV вв. впереди восточной линии укреплений татары поселили караимов-ремеслеников, которые для защиты своей слободы построили вторую оборонительную стену. Так возникла новая часть города.

Первый крымский хан Хаджи-Гирей, по достоинству оценив крепость, в XV в. превратил старую часть города в свою укрепленную резиденцию. Она и позднее укрывала ханов во время междоусобиц, была надежным убежищем в период их борьбы с Золотой Ордой за самостоятельность. После разгрома Золотой Орды Крымское ханство заметно усилилось, и значение Кырк-Ора как крепости упало, крымский хан Менгли-Гирей переселился в новую столицу — Бахчисарай. Старый город оставался своеобразной цитаделью Бахчисарая и местом заточения знатных пленников.

Еще по теме  Что посмотреть на Сицилии на машине самостоятельно - маршрут фото описание карта

После ухода татар караимы жили здесь еще более 200 лет. Приняв иудейскую религию, караимы были последователями древнееврейской ветхозаветной Библии. Со временем слово «караим» стало этнонимом — названием народности.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

После завоевания Крыма и включения его в состав России караимы объявили себя ее приверженцами. Царское правительство разрешило караимам жить на всей территории империи. С этого времени Чуфут-Кале стал пустеть. Жители покидали плато с его суровыми условиями жизни и переселялись в Бахчисарай, Евпаторию и другие города. Так что к середине XIX в. город опустел окончательно.

Однако на Чуфут-Кале до сих пор сохранились архитектурные памятники, отражающие различные этапы истории этого города.

Увлекательно лазать по пещерам, доложу я вам. Но стоит вылезти из первых пещер и отправиться дальше, вверх по мощёной булыжниками улице —  там тоже есть что посмотреть…

На самом деле тут сохранились и вполне цивилизованные постройки.

Одни из таких построек — это кенассы. Кенасса это караимский молельный дом, т.е. церковь по нашему. Вот так она выглядит.

Далее на нашем пути нам встречаются руины мечети. Крым за свою историю множество раз уходил из под влияния одних народов и попадал под влияние других. Поэтому на одном и том же клочке земли можно увидеть следы разных цивилизаций и культур. От мечети остались кусочки стен и места где были колонны.

В это время дождь полил как из ведра, и лучшее, что смогла для нашей группы придумать тетёнька-гид, это укрыться под сводами мавзолея-усыпальницы. Чтобы переждать дождь и узнать историю великой женщины, которая и была похоронена в этой усыпальнице.

Мавзолей Джаныке-ханым (а на фото именно он) — это монументальное восьмигранное сооружение с высоким порталом. В глубине мавзолея, на ступенчатом возвышении — гробница с арабской вязью: «Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери Тохтамыш-Хана, скончавшейся месяца рамазана 841 Хизры» (1437-38 г.).

Есть и реальная история этой женщины. В ней меньше патетики и лирики, но из неё больше понятно, чем эта женщина заслужила уважение к себе . И эта история такова.

Владелец Кырк-Ора, хан Киркельский Хаджибек, будучи вассалом Золотой орды, выдал свою дочку Тогайбек за золотоордынского хана Тохтамыша. Она стала его третьей женой, и от этого брака родилась Джаныке (Наныкеджан). Около 1397 г. Тохтамыш-Хан выдал юную дочь за эмира Белой Орды, основателя Ногайской Орды, Едыгея.

https://www.youtube.com/watch?v=channelUCMeesNjZetl7Tpp4ozD-TPg

Повзрослевшая Джаныке совершила в 1416 г. с пышной свитой паломничество в Мекку и стала известной персоной в мусульманском мире (да, ничего не меняется, друзья, под Луною: «засветись» вовремя в культовом месте —  и ты звезда, как говорится). В 1420 г. сын Тохтамыша и любимый брат Джаныке, Кады-Берды-Хан повёл войска через Итиль (Волгу) на Едыгея. Бой состоялся на р. Яик. Оба полководца не вернулись с поля боя.

Джаныке-ханым остаётся старшей в роду Тохтамыша, тем самым, возымев самостоятельность и политический вес, как сейчас сказали бы. Но она не стала бороться за власть в Орде, а, будучи правительницей Кырк-Ора, применила своё политическое влияние на то, чтобы Крымский улус Золотой Орды стал независимым государством.

Не претендуя на власть, она дальновидно поддержала Хаджи- Гирея, ставшего основателем Крымского Ханства, родоначальником династии Гиреев, который и перенёс резиденцию из Солхата в Кырк-Ор. Здесь в столице новосозданного Крымского Ханства и скончалась Джаныке-Ханум в возрасте пятидесяти с лишним лет в 1437 г. Она была погребена с почестями великой государыни.

Вот эту историю мы и услышали в тишине сводов её мавзолея. Но наша туристическая группа никак не потревожила покой этой дамы: произведенными в 1940 году расчистками и вскрытием склепа установлено, что усыпальница не раз была разорена, поэтому захоронения в ней не обнаружено.

Вот тебе и роль личности в истории. И роль мусульманской жены в истории целого города. Так что, есть женщины в любых селениях…

А дождь меж тем стих. И мы отправились дальше исследовать Чуфут-Кале. Благо дорога, которая вела дальше, позволяла это сделать — над проезжей частью, по которой нёсся мутный поток, возвышался нормальный такой тротуар! Берите пример, мэры современных городов!

Вскоре перед нами нарисовалась арка. Это арка располагается в средней оборонительной стене.

История происхождения

Одна из исторических теорий говорит о том, что примерно в VI столетии византийцы построили на горной вершине крепость для аланов, своих союзников. Поселение было названо Фуллы. А в X веке здесь находилось гото-аланское княжество, партнер Византийской империи. Качественных сведений об этом государстве не сохранилось, но есть упоминания о набеге татар в третьем веке и разграблении города ордой Нагая в 1299 году.

Через какое-то время город ненадолго стал столицей Крымского ханства – и такая веха была в его истории. Здесь была резиденция Хана Наджи Герая. Через какое-то время столицу перенесли в Бахчисарай, татары начали покидать город. Когда же здесь господствовали татары, в городской крепости заключенными держали высокостатусных пленников. Был тут и монетный двор.

Утрата столичного могущества и оттока местного населения привела к тому, что в городе остались лишь одни караимы. Их передвижение регламентировалось татарскими законами. И вот с этой самой поры именоваться город стал Чуфут-Кале. Это не просто «еврейская скала», это «жидовская скала», если уж быть точным – такой оскорбительный оттенок неслучаен.

В 1774 году сюда пришли русские, и это ознаменовалось еще одним оттоком местных жителей. Крымчаки и караимы начали покидать поселение, в XIX столетии здесь осталась лишь семья смотрителя. Широкую известность городу принесла горькая слава места для содержания особых военнопленных.

Историки предполагают, что тюрьма располагалась в пещерном комплексе в квартале Нового города, что расположился почти рядом со Средней крепостной линией, у пропасти. Так, взят был на крымской границе опричник Василий Грязной. Он, находясь в заточении, переписывался с правителем – с Иваном Грозным. Татары вели разговоры на обмен Грязного на Дивея-Мурзу, крымского полководца. И хоть Грязной слезно молил об освобождении, царь его спас только в 1577 году.

Еще по теме  Куда поехать в Карелии на машине дикарем летом зимой на рыбалку отдых с ребенком Лучшие интересные места

Был в плену и Николай Потоцкий, его тюремная жизнь закончилась освобождением после битвы под Корсунем. Боярин Василий Шереметев также побывал в крепости в Чуфут-Кале. В заключении узник провел 21 год, за время его заточения сменилось четыре правителя. В 1681 году был подписан Бахчисарайский мирный договор между Крымским ханством и Россией, узники, в числе которых был и Шереметев, были выкуплены. Но на воле прожил боярин всего год – съеденное тюрьмой здоровье дало о себе знать.

Одна из исторических загадок заключается в том, была ли все же в Чуфут-Кале Екатерина Великая. Многие специалисты склоняются к мысли, что сведения о ее приезде ошибочны, это не более чем легенда. Но зато доподлинно известно, что эти места посещали выдающиеся литераторы – Мицкевич, Грибоедов, Жуковский, Леся Украинка, Горький, Толстой. Побывал здесь и Джеймс Олдридж, и Андрей Битов.

Видели собственными глазами пещерный город и художники Репин, Серов, Крамской. На сегодняшний день большая часть территории находится в руинах. Но многие, интереснейшие, крайне ценные объекты сохранились неплохо – остов мечети, мавзолей Джаныке-ханым, караимские храмы, жилая усадьба, некоторые хозяйственные. Если вы едете сюда туристом, будьте уверены – экскурсия не будет спекуляцией на выжженном пепелище некогда легендарного места. Здесь есть на что посмотреть и чем впечатляться.

Как добраться?

Первый пункт назначения – Бахчисарай. На машине или маршрутке отсюда можно доехать до станции Староселье. Здесь есть автопарковка. Отсюда начинается пешеходный маршрут, длина которого – 1,5 км. Всего 10–15 минут хода и вы подойдете к Свято-Успенскому мужскому монастырю, одной из знаменитых святынь Крыма. Уже потом через Марьям-Дере вы придете к пресловутому пещерному городу.

Координаты города на карте – 44° 44′ 25.44′′ N 33° 55′ 19.85′′ E. Если есть переживания относительно того, стоит ли ехать так далеко только ради пещерного города, отметите их. Бахчисарайский район интересен и сам по себе.

Достопримечательности

Тропа, ведущая туриста к Чуфут-Кале, извилистая, непослушная, крутая. Путешественницы, решившие посетить удивительный город в сланцах или, того хуже, на каблуках, рискуют не добраться до точки назначения. Только кроссовки или кеды не сделают экскурсию экзекуцией. Тропка приведет к Южному входу в городище – это настоящие дубовые врата, двухстворчатые, обитые железными полосами. Ворота называются Кучук-Капу, они обустроены в Южной стене крепости.

Сам вид этой стены говорящий: настоящая крепость, неподвластная захватчику, готовая оборонять владения со всем ожесточением.

За воротами ждет узкий и длинный коридор, напоминающий мешок (только каменный). Враг, попавший сюда, подвергался обстрелу защитников. Для любителей античной истории такое устройство крепости знакомо – это классическая оборонительная система античных городов (да и средневековых тоже). Дорога, которая начинается за воротами, вымощена камнем. Она идет наверх из мрачного тоннеля. Там в ярком свете возвышается первобытная скала с рытвинами пещер.

И вот, вышедший на площадку турист, оказывается в настоящем пещерном мире. 28 помещений сегодня принято называть определением «христианский монастырь». Но то, что такой тут точно был, неизвестно. Даже если предположить, что ни церкви, ни одного религиозного места здесь не было, каждая из 28 пещер интересна сама по себе. А вот дворик с караимскими храмами вы увидите дальше, и это уже определенно храмы – кенасы. Караимы чтут тору, но их храмы отличны от синагог.

Караимское кладбище

Это место определенно заслуживает подробного описания. Долина, что направляется к югу-востоку от Чуфут-Кале, называется Иосафатовой (аналогия с Иерусалимом неслучайна). В верховьях ее находится крупное караимское кладбище. Не маленький погост, а сотни старинных надгробий. Они различны по размерам и формам, они сдвинуты и даже перевернуты, их заковали в свои жесткие объятья корни деревьев. И все это – беспорядочно, но властно, занимает огромную территорию.

Историки считают, что погребальные обряды для разных слоев населения не имели существенных отличий, но форма и размер надгробий разнились. На многих памятниках можно даже разобрать эпитафии. Страшно ли то, что некоторые туристы идут сюда как в место силы? Может ли быть место последнего приюта таким?

Его не сровняли с землей, оно не сгинуло в вихре истории, а стоит здесь и в наше высокотехнологичное время как живое напоминание о том, что мы не первые на этой земле, и что не последние. И есть в этом какая-то простая, едва уловимая мудрость.

Здесь много загадок, которые не раз описывали туристы. И о злом роке в отношении тех, кто пытался осквернить кладбище, и об удивительных площадках на его территории, которые оставались непонятным образом чистыми, когда все за их пределами было усыпано листвой. А вот случаев о том, что кто-то пришел сюда с миром и почтением, а кладбище на него негативно повлияло, не встречалось нигде.

Осадный колодец

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Это еще одно интересное место. У края восточного обрыва находится этот артефакт, сотворенный параллельно с городом и относящийся к его оборонительной структуре. В пифосах и цестернах запасы воды были весьма скромными, на долгое время дать городу воды они, конечно, не умели. В мирные времена горожане брали воду, подходящую по керамической водопроводной системе к подножию плато.

В скалистом массиве умельцами проделано отверстие с четырьмя углами. Вниз спускалась лестница из шести маршей, на каждом – площадка. И вот на них успешно расходились водоносы. А посреди первого марша вырубили немаленькую пещеру с, так сказать, дверью. Предполагается, что это было место стражников, охраняющих стратегический объект. И еще одно окошко прорубили в срединной части спуска к обрыву.

Еще по теме  Как правильно заполнить форму 6-НДФЛ

Вдумчивого туриста мучает вопрос – как же сюда доставляли воду. И вот это чуть ли не самая великая тайна Предгорья. Хотя многие исследователи уверены, что еще в 30-х годах минувшего столетия ученый Репников смог объяснить феномен. А предположил специалист, что могла там быть только атмосферная влага, которая на скале представлена была обычной ночной росой. Так как море близко, дневная температура высока, воздух оставался сырым ночью.

Когда колодец перестал функционировать, точно неизвестно. Но, скорее всего, случилось это в период, когда захватчикам удалось проломить внешнюю стену крепости. Она перестала быть неприступной. Отдельный источник воды утрачен. Хотя вода и по сей день поступает сюда, но в гораздо более скромных количествах. Пробовать ее специалисты не советуют – осадный колодец очень загрязнен.

Православный монастырь в этой местности тоже вызовет немалый интерес. Точность сведений об истории его возникновения не гарантирована, но есть мнение, что основан храм на границе VIII и IX веков, и что он фактически был центром христианской культуры на полуострове.

Крым, как известно, тогда был протатарским, христиан, мягко сказать, притесняли. Налоги, которые они вынуждены были платить, были фактически неподъемными. Им ничего не оставалось делать, как укрыться в горных расщелинах от этой несправедливости. Потом на какое-то время монастырь прекратил существование. Но в XIV веке начался новый этап его существования.

В годы турецкого вторжения Успенский монастырь числился как резиденция митрополитов Готфских. Есть же мнение, что только в XV веке зародился монастырь. Он пережил не русско-турецкие войны. В некоторые годы военного лихолетья здесь размещался госпиталь, умершие погребены на монастырском кладбище.

А вот что подкосило жизнь монастыря, так это приход советской власти. И горькая участь, постигшая множество храмов по всей советской территории, могла быть для монастыря еще более печальной. Во время Великой Отечественной здесь функционировал военный госпиталь, а уже после войны здесь открылась настоящая психолечебница.

Внутри храм очень маленький, туристов очень много. Одна группа идет вверх, другая вниз. В храме очень интересный потолок – каменный, очевидно, что его усердно тесали, что он испещрен специальным долотом. Есть и небольшая комнатка, там хранится икона Матери Божьей Бахчисарайской (Панагия). Наружный вид монастыря впечатляет не меньше. Каменные карнизы нависают величественно, иконы – прямо на скалах.

Дюрбе Джанике-ханым

Так называется мавзолей XV столетия, который фактически целиком сохранился. Он считается памятником архитектуры, располагается на юго-востоке города. Это историческое наследие Золотой Орды. Территория, что прилегает к нему, на сегодняшний день пуста, но когда-то на этом месте было кладбище. В 1437 году хан Тохтамыш приказал построить мавзолей в память о своей дочери Джанике-ханым.

Кто-то сравнивает судьбу этой девушки с Орлеанской девой, но в точности рассказать историю ее жизни вам не сможет ни один специалист.

Правда, одна интересная линия известна и передается из уст в уста, хотя это не более чем легенда. Во время осады города Джанике спасла людей: она, будучи тонкой, словно тростинка, единственная могла пробраться к колодцу.

Нельзя сказать, что какой-то объект пещерного города может заслонить собой другие. Нет, единое, целостное впечатление составляет город в целом. Турист попадает на площадь, которая оставила и сегодня следы давних, очень давних событий – мечети, каменного колодца, христианского храма. Вы узнаете о караимах, которые жили обособленно, своим кварталом, занимались ремеслом и хозяйством. Большой каменный дом одного из них, летописца и ученого Фирковича, и сегодня стоит в пещерном городе.

Монетный двор, ремесленные лавки, типографии – все было здесь, и, судя по целостности зданий, кажется, что было вчера. Но прошли столетия, и это самое огромное, яркое, с трудом осознаваемое впечатление древнего города: как это возможно, что через наслоения веков перед нами дом, стены которого не рассыплются от прикосновения наших ладоней.

Интересно будет побродить по улочкам древнего города, пытаясь разгадать его тайны, расшифровать послания некогда живших здесь людей, понять, что же за сила была у того человека, что след его так явен сегодня. Отлично сохранились улочки Чуфут-Кале: а то, как в древности делали тротуары, стоит показать многим нынешним строителям. В сильный ливень вода стекает по дороге, но путник спокойно проходит по каменному тротуару. Вот уж точно, сделано на века.

Информация для посетителей

Официальный сайт культурно-исторического объекта информирует, что организовать экскурсию можно с 9 до 18 часов дня, режим работы касс – до 17.00. Есть и объявление, что головной убор и запас питьевой воды должен быть с собой у всякого посетителя: без этого экскурсия невозможна. Это не набережная, а скалистая местность, даже если приехали вы не зимой, а в жаркий сезон, обувь должна быть прочная и закрытая – кроссовки. Одежду надевайте комфортную.

С маленькими детьми сюда ходить не стоит: скалы, горы, ямы и обрывы опасны для непредусмотрительных малышей. Стоимость билета – в районе 200 рублей (полный) и 100 (льготный). Попить и поесть на территории пещерного города можно, но только если еду и питье вы несете с собой, и ни в коем случае не мусорите.

Чуфут-Кале – это каменная реликвия Крыма. Многих туристов экскурсия сюда заставляет задуматься о важных вещах, пересмотреть свою жизнь, миссию, жизненный след. Поэтому, даже с точки зрения энергетической подзарядки, поездка сюда будет полезной. Наконец, погружение в историю – это увлекательно и, к счастью, доступно.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

О том, как выглядит пещерный город Чуфут-Кале в Крыму, смотрите в следующем видео.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.