Оптина Пустынь — как добраться, история и описание монастыря

Самостоятельно

Где находится монастырь?

Существуют три версии возникновения сей обители Божьей. Согласно первой, в XIV веке в Калужских лесах жил свирепый и грозный разбойник Опта. Он был предводителем разбойничьей «братии». Нападал на купеческие обозы, грабил их, а людей жестоко убивал.

История умалчивает о том, что произошло с могучим Оптой, почему он вдруг пересмотрел свою жизнь. Взглянул на нее с другой стороны и ужаснулся. Тут же оставил разбойничью ватагу. Начался путь раскаявшегося грешника к Богу. Опта принял постриг с именем Макарий и стал основателем Оптиной пустыни в непроходимых лесах под Козельском.

Согласно второй версии, все гораздо проще. Дата основания обители неизвестна. Почему она называется Оптиной? Потому что раньше была смешанной, то есть и для монахов, и для монахинь. А таких подвижников называли оптиными.

И третья версия повествует, что обитель была основана неизвестными подвижниками. Они уходили подальше от глаз людских, в непроходимые леса. Леса под Козельском, за рекой Жиздрой, — то самое место, где можно укрыться от посторонних глаз. Земля здесь непригодна для хлебопашества, а значит, никто не будет на нее посягать.

Так или иначе, но святая Оптина пустынь — один из старейших монастырей современной России.

В Калужской области, недалеко от Козельска. Паломникам необходимо предварительно позвонить туда, чтобы забронировать место в гостинице.

Записывайте адрес Оптиной пустыни: Калужская область, город Козельск, монастырь Оптина пустынь.

Более подробный адрес можно узнать, позвонив по телефону экскурсионной службы монастыря (указан на оф. сайте).

Старчество

Старцы Оптиной пустыни, по отзывам, помогают молниеносно. Все они прославлены в лике святых.

С чего же начиналось старчество? С митрополита Филарета. Когда он пришел к власти, то всячески поддерживал возрождение старчества в Оптиной пустыни. Сам очень любил безмолвие, часто посещал обитель, иногда оставаясь там на несколько недель. Именно Филарет пригласит в монастырь двух отшельников — Моисея и Антония.

А преподобный Амвросий Оптинский? Великий святой, канонизированный в 1988 году. По его молитвам сегодня совершаются чудеса. Всего известны 12 Оптинских старцев.

Увы, но сейчас такого расцвета старчества уже нет. Ни в Оптиной, ни еще где-либо. Это были последние «светильники» на Руси.

Расположение и внешний вид

Обитель находится в 2-х километрах на северо-восток от г. Козельска. Дорога к монастырю пересекает реку Жиздру
и продолжается вдоль монастырской рощи. В 1832—1839 годах вокруг монастыря была
выстроена небольшая ограда и четыре наугольные башни. В 2-х км.
от монастыря расположена станция Тупик.

В соответствии с планом монастырь почти квадратный. По центру расположен главный храм
монастыря — Введенский собор. Вокруг собора крестообразно располагаются
церкви. На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной, на юге — Казанская церковь, построена в 1811 году, на востоке — Владимирская.

За рощей расположен скит, в котором совершаются
круглосуточные богослужения. По информации на 2009 год в нём 10 монахов. Когда
он устраивался, вокруг него запрещалось рубить лес, чтобы он навсегда
был закрытым. Ещё сохранились домики, в которых останавливались Гоголь и Достоевский. Также сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), построенная из того самого леса, который рос на месте нынешнего скита. Нахождение мирян в скиту не благословляется.

Возрождение

Все началось в 1987 году. Легко себе представить, в каком виде обитель была передана РПЦ. И что увидели монахи, которые приехали сюда для ее восстановления. 17 ноября 1987 года советская власть вернула разоренный монастырь монахам. А уже в июне 1988 года начали служить первые литургии во Введенском соборе.

В 1988 году был причислен к лику святых преподобный Амвросий Оптинский. В 2000 году Собор Оптинских Старцев был прославлен для всеобщего почитания.

Сегодня Оптина пустынь — один из красивейших монастырей, куда ежедневно съезжается множество паломников.

Святыни обители

В плане монастырь почти квадратный, в его центральной части находится главный храм обители — Введенский собор, вокруг которого крестообразно расположены церкви:

  • На севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 года из старой трапезной
  • На юге — Казанская церковь, построенная в 1811 году
  • На востоке – Владимирская церковь.

Оптина пустынь: какие иконы там находятся? Стоит начать с того, что в обители покоятся мощи ее старцев. На территории обители покоятся и убиенные новомученики, о которых мы рассказывали выше. Над их могилами сооружена часовня.

К особо почитаемым иконам, находящимся в монастыре, относится «Казанская Божья Матерь». Она находится во Введенском соборе.

Хор Оптиной пустыни создан чуть больше 20 лет назад. За все это время смен в составе не было. Не менялся и регент — Александр Семенов.

За все время своего существования хор объездил с гастролями более 30 городов нашей Родины. Выступали и за рубежом: Германия, Бельгия, Эстония, Чехия, Италия. На счету у хора почти 20 стран. Как европейских, так и входящих прежде в состав Советского Союза.

Находится он не в монастыре, а в Питерском подворье.

Действующие храмы

  • Введенский собор — главный храм обители. Построенный в 1750—1771 годах собор был освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Собор имеет три придела: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы, северный — преп. Амвросия старца Оптинского, южный — Святителя Николая Чудотворца. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. В Введенском храме ежедневно совершаются следующие службы: полунощница, ранняя Литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя Литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
  • Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. Престолы: центральный — Казанской иконы Божией матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский. Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху установлены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих. Силами монастырских иконописцев, стены храма украшаются фресками, выполненными по древнему способу «влажной» росписи. Этот храм самый большой в Оптиной Пустыни. Ежеднвно в нём совершается вечернее богослужение, а также воскресные и праздничные поздние Литургии.
  • Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Восстановлен на месте разрушенного храма и освящен в 1998 г. Престол один — в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это храм-усыпальница для святынь: обретенных 7-10 июля 1998 г. — св. мощей преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа. Св. мощи семи преподобных старцев были перенесены во Владимирский храм 23 октября 1998 г. на празднование памяти преп. Амвросия Оптинского и положены в гранитные раки для поклонения верующих. Во Владимирском храме ежедневно совершаются: исповедь, водосвятный молебен, акафист преподобным Старцам Оптинским.
  • Храм в честь прп. Илариона Великого. Построен в 1874 г. Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной. Престол один в честь прп. Илариона Великого. В этом храме совершаются Таинства для мирян: Крещение, отпевание усопших.
  • Храм в честь св. Иоанна Предтечи Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту. Построен в 1825 г. Престол один — в честь Собора св. Иоанна Предтечи. В этом храме совершаются богослужения по особому скитскому уставу. Паломники допускаются на эти богослужения только в престольные праздники Скита.
  • Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Храм построен в 1997—2000 гг. Расположен на территории подсобного хозяйства монастыря. Имеет один Престол, освященный в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».
  • Храм в честь Преображения Господня. Заложен 14 августа 2005 года Святейшим Патриархом Алексием II во время его последнего посещения Оптиной Пустыни. Освящён 30 декабря 2007 года наместником обители архимандритом Венедиктом. Храм является новым: на его месте никогда не было храма. Святыни: в храме находятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). В храме несколько раз в неделю совершается Литургия, служатся водосвятные молебны.
Еще по теме  Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге Фото история создания адрес на карте режим работы

В течение дня главные храмы обители: Введенский, Казанский и
Владимирский, всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный
вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и
старцев оптинских.

  • Храм в честь прп. Марии Египетской: В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
  • Храм в честь свт. Льва Катанского и прп. Иоанна Рыльского с храмом в честь Архангела Михаила в нижнем полуподвальном помещении. Располагаются на территории Иоанно-Предтеченского скита. В настоящее время в здании храма размещена паломническая гостиница. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. В подклетном храме в честь Архангела Михаила служатся водосвятные молебны для паломников, проживающих на территории скита. Посторонним вход не благословляется.
  • Храм в честь Всех Святых. Находится на бывшем новом монастырском кладбище за оградой монастыря. После закрытия обители был полностью разрушен, в настоящее время строится заново. На монастырском кладбище (в юго-восточной части монастыря) находятся могилы оптинских иноков: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта, убиенных сатанистом на Пасху 1993 г. Ныне на месте их погребения построена каменная часовня.

Пасха красная

Это название книги про убиенных на Пасху 1993 года Оптинских насельников: иеромонаха Василия, инока Трофима, инока Ферапонта. И говоря о монастыре, нельзя не рассказать об этом.

Что произошло 25 лет назад, 18 апреля? Были убиты монахи. Убиты предательски, ножом в спину. А точнее, самодельным мечом. Просто за то, что они — монахи.

История, приведенная ниже, описана в книге «Пасха красная». Здесь она в обобщенном виде. Свидетельство реальное.

Пасха, как известно, — один из самых главных христианских праздников. Позади остается пост. После службы ночной разговляются люди. И 18 апреля 1993 года не было исключением. Разговлялись дома и славили Христово Воскресение.

Вот только не было звона колоколов. Молчала Оптина. А после звонка в монастырь стало понятно, почему не разрывается воздух от благовеста. Произошло убийство звонарей, и некому было звонить в колокола.

Оптинские старцы

На Поместном соборе 1988 года состоялось прославление иеросхимонаха Амвросия (Гренкова). Остальные старцы были прославлены в 26 июля 1996 как местночтимые, а в 2000 году их прославление состоялось общецерковно. 25 декабря 2009 года
Священный Синод утвердил службу Собору преподобных Оптинских старцев,
которая была подготовлена Синодальной богослужебной комиссией.

Иеромонах Никон (Беляев) прославлен в чине преподобноисповедника, расстрелянный большевиками архимандрит Исаакий II (Бобраков) — в чине преподобномученика.

  • Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768—1841) — основатель и вдохновитель оптинского старчества. Выражением евангельской любви была вся жизнь этого старца, которая проходила в самоотверженном служении Богу и ближним. Своими подвигами, непрестанной молитвой и богоподражательным смирением он стяжал обильные дары Святого Духа.
  • Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788—1860) старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России. Под его духовным руководством находилась не только Оптина пустынь, но и многие другие монастыри, а письма к монашествующим и мирянам, изданные обителью, стали бесценным руководством для каждого христианина в духовной жизни.
  • Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были восстановлены старые и построены новые храмы и здания обители. Видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
  • Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) — брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются удивительным плодом его отеческой любви и дара учительного слова.
  • Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805—1873) — ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православия.
  • Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812—1891) — великий подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ — искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве.
  • Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) (1810—1894) — приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества.
  • Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824—1894) — скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения.
  • Иеросхимонах Иосиф (Литовкин) (1837—1911) — ученик и преемник преподобного Амвросия, явивший собой образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие ещё при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом.
  • Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) (1845—1913) — скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нём покаяние.
  • Иеросхимонах Анатолий II (Потапов) (1855—1922), прозванный в народе утешителем, был наделён Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся своё пастырское служение в тяжёлые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
  • Иеросхимонах Нектарий (Тихонов) (1853—1928) — последний соборно избранный Оптинский старец, который подвигом непрестанной молитвы и смирения обрел величайшие дары чудотворения и прозорливости, скрывая их под видом юродства. Во дни гонений на Церковь, находясь в изгнании за исповедание веры, неустанно окормлял верующих.
  • Иеромонах Никон (Беляев) (1888—1931) — ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
  • Архимандрит Исаакий II (Бобраков) (1865—1938) — последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Еще по теме  Национальные парки Краснодарского края и самые популярные из них

Русской Православной Церковью прославлены в лике новомучеников и
исповедников 15 человек, из числа тех, которые пострадали в годы репрессий XX
века: преподобномученики Евфимий (Любовичев), Пантелеимон, Лаврентий (Левченко), Серафим, Пафнутий, Рафаил, Игнатий, Викентий, Гурий, Иоанникий, Исаакий;

На Пасху 1993 года были убиты три монаха монастыря — иеромонах Василий и иноки Ферапонт и Трофим.
Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке
«666», «сатана». Через 6 дней был арестован их убийца. Он был признан
невменяемым и помещен в лечебницу закрытого типа, где находится по сей день.

В 2008 году над местом погребения убиенных монахов была
построена часовня, в честь Воскресения Христова. На Страстную Пятницу в 1994 году в лесу, на пути от скита
в монастырь, ритуальным сатанинским оружием — длинной иглой — был убит
молодой паломник, друг детства послушника Александра, Юрий (Георгий),
приехавший в Оптину пустынь на праздник Пасхи из Тольятти.

В 2004 году вышла в свет книга Нины Павловой
«Пасха Красная», о трёх Оптинских монахах, убитых на Пасху 1993 года.
Жанр книги — летопись событий, составленная на основе воспоминаний о
новомучениках и рукописей, оставшихся от них.

В 2006 году в оптинском издательстве вышла книга «Оптина пустынь.
Годы гонений», в которую были включены жития новопрославленных святых,
составленные игуменом Дамаскиным (Орловским).
В 2007 году был опубликован первый выпуск «Оптинского альманаха»,
большая часть которого была посвящена гонениям советского периода.

Готовится к выходу сборник «Жития новомучеников и исповедников Оптиной пустыни». В сборник войдут жития преподобномучеников Евфимия (Любовичева), Лаврентия (Левченко), Иоанникия (Дмитриева), Серафима (Гущина), Рафаила (Тюпина), Гурия (Самойлова), Пафнутия (Костина), Игнатия (Даланова), Викентия (Никольского), Евтихия (Диденко), Марка (Махрова), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), мученика Бориса Козлова, преподобноисповедников Никона (Беляева), Рафаила (Шеченко), Севастиана (Фомина), а также письма преподобноисповедника Рафаила в полном объёме.

  • 26 декабря / 8 января — прп. Исаакия II
  • 25 января / 7 февраля — прп. Анатолия I
  • 31 января / 13 февраля — Обретение мощей прп. Исаакия I
  • 1 / 14 апреля — прп. Варсонофия
  • 29 / 12 мая — прп. Нектария
  • 9 / 22 мая — прп. Иосифа
  • 16 / 29 — прп. Моисея
  • 25 июня / 8 июня — прп. Никона
  • 27 июня / 10 июля — обретение мощей прпп. Старцев: Амвросия, Варсонофия, Льва, Макария, Иллариона, Анатолия
  • 3 / июля — перенесение мощей прп. Нектария в Оптину Пустынь
  • 30 июля / 12 августа — прп. Анатолия II
  • 7 / 20 августа — прп. Антония
  • 22 августа / 4 сентября — прп. Исаакия I
  • 7 / 20 сентября — прп. Макария
  • 18 сентября / 1 октября — прп. Иллариона
  • 3 / 16 октября — обретение мощей прп. Иосифа
  • 10 / 23 октября — прп. Амвросия
  • 11 / 24 — прп. Льва. Собор прпп. Старцев Оптинских
  • 13 / 26 декабря — обретение мощей прп. Моисея и Антония
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы21 ноября / 4 декабря
  • Иоанн Предтеча, пророк7 июля (Рождество), 11 сентября (Усекновение главы), 6 октября (Зачатие), 20 января – Собор
  • 8 / 21 февраля, 8 / 21 июня — вмч. Феодора Стратилата
  • Георгий Победоносец, великомученик6 мая
  • Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель22 мая, 19 декабря
  • Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»8 сентября, 6 июля, 3 июня
  • Икона Пресвятой Богородицы «Казанская»21 июля, 4 ноября
  • Преображение Господне19 августа
  • Воздвижение Животворящего Креста Господня27 сентября
  • 15 / 28 октября — Иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов»
  • 21 октября / 3 ноября — прп. Иллариона Великого
Еще по теме  Фото Достопримечательностей Италии интересные места и достопримечательности

Убийство

Его совершил некий Николай Аверин. Известно, что звонари были пронзены мечом. Били в спину и с такой силой, что внутренние органы перерезаны. Произошло это в 6 часов утра.

Иеромонах Василий также был убит ударом в спину. Он умер не сразу. Еще около часа жил.

По словам паломников, которые стояли на остановке и дожидались первого автобуса до Козельска, в час убийства в небе над Оптиной появилось странное красное свечение. Будто кровь брызнула. Но тогда о крови даже и не подумали, просто удивлялись необычному явлению.

Убийца был арестован спустя неделю. Понес свое наказание.

Расчет на безнаказанность

Как доехать из Москвы до монастыря Оптина Пустынь? Об этом мы чуть ниже расскажем. Сейчас хотелось бы дать ответ на вопрос о том, на что рассчитывал убийца.

Отец Василий в своей прошлой жизни был мастером спорта. Он играл в сборной по водному поло, был капитаном. В миру его звали Игорь Росляков. Спортсмен в прошлом, он играючи мог остановить убийцу. Но почему же не сделал этого? Мы не узнаем ответа на этот вопрос. Можно лишь говорить о том, что идя на убийство монахов, преступник понимал, что здесь ему отпора не дадут.

Оставшиеся записи в дневниках свидетельствуют об отце Василии как о человеке удивительной духовности. И пусть в Оптиной пустыни толкование Священного Писания этим монахом не проводилось, он составил акафист обители. Писал чудесные стихи, а его рассуждения загоняют порой в тупик.

А теперь вернемся в наши дни. И выясним адрес Оптиной пустыни.

Информация для паломников

Экскурсионная служба Оптиной Пустыни знакомит паломников с духовным наследием обители, ей преподобными старцами и будничной жизнью монастыря.

Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8:30 до 17:00.

Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа.

Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей.

Приезжающим в Оптину Пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

Оптина Пустынь - как добраться, история и описание монастыря

Восьмиместные комнаты, санузел на этаже, чайная.

Стоимость поселения: 300 рублей за ночь.

Предварительный заказ мест производится только для организованных паломнических групп по телефону (48442) 50-166.

Душ, столовая, обед и ужин из монастырской паломнической трапезной.

Стоимость поселения:

  • одноместная комната — 1000 рублей за ночь
  • двух-трехместная — 800 рублей за ночь с человека
  • четырехместная — 600 рублей за ночь с человека

Мужчинам, приезжающим в Оптину Пустынь на длительный срок с целью проживания в монастыре и трудничества на монастырских послушаниях, после краткого собеседования предоставляется возможность поселения на территории Предтеченского Скита.

Священнослужителям предоставляется возможность поселения в священнической гостинице, расположенной в юго-восточной части монастыря.

Для участия в монастырских богослужениях необходимо иметь при себе священническое и командировочное удостоверение, заверенное в епархии.

Как добраться и отзывы

Что говорят те, кому довелось побывать в Козельске и посетить легендарную обитель? Прежде всего рассказывают, как доехать из Москвы в монастырь Оптина пустынь. Если паломники путешествуют на поезде, то сначала предстоит добраться до Москвы. Затем — до Киевского вокзала. Придется воспользоваться метро и на нем доехать до станции «Киевская».

А уже с вокзала идет электричка до Калуги. С калужского автовокзала регулярно курсируют автобусы до Козельска.

Кстати, для тех, кто не хочет таких сложностей, есть вариант проезда до Козельска прямо из Москвы. От метро «Теплый Стан» ходят автобусы. Первый идет в 7:30, последний в 18:40. Время в пути — чуть более 5 часов.

Ну и, конечно, люди отмечают необыкновенную благодать места. Там даже воздух другой,и совсем иной вкус у простой еды.

И пусть в Оптиной пустыни толкования Священного писания не найти, службы ее от этого не менее торжественны и величественны. Хотите убедиться? Посетите обитель. Поживите, при возможности, там, потрудитесь на послушании. Сами все поймете.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.