Башня Сююмбике в Казани — история фото описание легенда карта

Страны

Что из себя представляет башня

О том, что собой представляет «Sөyembikə manarası», в Каталоге-справочнике о памятниках истории и культуры (1993 г.) читаем: «Башня пятиярусная — три разных по высоте четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным граненым шатром с дозорной вышкой над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 м.1

Башня Сююмбеки

Планы этажей

Перекрытия второго и третьего ярусов сводчатые. Башня Сююмбике возведена из большемерного, хорошо обожженного кирпича и имеет заметный наклон в северо-восточную сторону: на сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м. Нижний ярус башни состоит из 2 пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом.

https://www.youtube.com/watch?v=-iW1GGtTAHM

В толще каждого пилона располагаются’ наклонные сводчатые коридоры с лестницей наверх. На западном и восточном фасадах пилоны имеют по две приставные декоративные колонны стилизованного ордера. Стены кирпичные (8*14,5-15*29,5-30,5 см), раствор кладки известковый, шатер облицован кровельным железом, фундаменты каменные и покоятся на дубовых сваях, вбитых для уплотнения грунта.

В 1914-16 г.г. в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы, в частности, нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода, несколько исказившим ее архитектурный облик.2 Этот бандаж, в сущности не решающий проблемы инженерного укрепления башни, давно уже ослаб, потерял прочность, и, вероятно, будет снят при последующей реставрации.

В 1918 г. башня была передана декретом Совнаркома «в вечное пользование трудящимся мусульманам» и увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года башня используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 г. была увенчана золоченым полумесяцем.

Еще по теме  Описание фабрики рыбного соуса на острове Фукуок

Памятник пережил несколько косметических реставраций в советское время: в 1958-1959 гг., 1970 и в конце 1980-х гг. Они сводились к замене выветрившейся кирпичной облицовки, ликвидации трещин и выпучин в кладке.

Заметный наклон башни в северо-восточном направлении привлекает всеобщее внимание. Сейчас отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м .

В 1960 г. сооружение было включено в список памятников архитектуры РСФСР.3

История и архитектура башни Сююмбике

История башни Сююмбике многогранна – существует несколько легенд об этом месте. Одной из наиболее популярных является рассказ о шаре на вершине башни. Многие верят, что в нем хранятся древние летописи татар или же спрятано татарское золото. Это поверье передается местными жителями из поколения в поколение, ее регулярно рассказывали историки и краеведы. Из-за многочисленных просьб исследователи все-таки сняли этот шар, но ничего внутри него обнаружено не было.

Не менее популярной легендой считается то, что башня была построена Иваном Грозным по желанию татарской царицы Сююмбике. Царь хотел женится на ней после взятия Казанского ханства, но она выдвинула условие: построить башню за 1 неделю. За этот срок строителям удалось возвести целую башню, условие царицы было выполнено. Она поднялась на верхний этаж, после чего превратилась в белую плицу и улетела.

Другая история гласит, что Сююмбике спрыгнула вниз на камни.  Историки полностью раскритиковали эту легенду. Доказано, что династия Сююмбике была низложена за 1 год до этого события. Иван Грозный брал Казань только в 1552 году, а царица вместе с сыном переехали в Москву в 1551. Через несколько лет ее взял в жены Шах-Али, касимовского хана.

Существует много версий истории появления башни Сююмбике. Связано это с тем, что во время завоевания Казани Иваном Грозным в середине XVI века казанские летописи времен ханства были утеряны. Документы, которые появились позже, сгорели в московском пожаре 1701 года.

Достоверно известно, что башня во время правления Петра Великого уже существовала на городском плане 1717 года. Следовательно, становится известна верхняя граница постройки башни Сююмбике. Существующие версии возведения здания говорят о следующем:

  • До 1552 года (взятие Казани) на этом месте находилась дозорная (сторожевая) башня, которую достраивали и реконструировали.
  • Около 1645-1650 годов – версия, основанная на археологических раскопках.
  • Между 1694-1718 годами- исходя из изучения и анализа карт и деталей архитектурного стиля тех времен.
Еще по теме  Подробная карта сайта Блог о самостоятельных путешествиях по миру

Башня Сююмбике в Казани - история фото описание легенда карта

История появления башни полна тайн и загадок, так как нет достоверных данных о том, кто и когда отдал приказ о ее строительстве. Также неизвестно, как появилось название, и существуют лишь легенды на этот счет.

К сожалению, исторических документов на основании которых можно было бы определённо говорить о времени постройки башни Сююмбике не существует. Одни документы сгорели во время пожара в Москве в 1701 году , другие — во время взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Первое упоминание о башне приходится 1777 год в описании Казанского Кремля.

Однако, археологические исследования фундамента башни которые неоднократно проводились в советское время, говорят о том что, скорее всего башня Сююмбике была воздвигнута в середине XVII столетия на месте существовавшей там ханской башни. Сторонники такой версии говорят о том, что возможно эта башня была построена на месте другой, более ранней постройки ханского периода, а именно с мечетью Нур-Али (Муралеевой), которая могла выполнять функцию минарета.

Башня расположена за стенами Казанского Кремля, и с неё открывается изумительный вид. Именно, благодаря этому, возможно, на протяжении длительного периода башня несла своего рода дозорную функцию. Башня Сююмбике стоит на дубовых сваях, в то время как стены её кирпичные, скреплённые между собой известковым раствором.

Первые три её яруса представляют собой мощные квадраты разной высоты. Следующие два яруса восьмиугольные, выше — это шатёр с кирпичными гранями и следующий — дозорная вышка над которой устремился в высь зелёный шпиль башни. Высота башни составляет — 58 метров. Она относится к так называемым «падающим башням», таким как например, широко известная Пизанская башня.

Общая высота башни Сююмбике в Казани составляет 58 метров. Для XVII века постройка довольно внушительная. Историки считают, что башня возводилась для охраны территории и размещения дозорных. Самая распространённая легенда башни Сююмбике посвящена ханской царице Сююм. Будучи регентом, она правила от имени своего сына долгие годы.

Еще по теме  Квят Даниил Вячеславович Википедия
Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX века
Башня на гравюре Э. Турнерелли начала XIX века

она выйдет за него замуж, если он за семь дней построит башню. Да не простую башню, а такую же стройную и красивую, как сама Сююм. Царь своё слово сдержал. Согласно легенде, каждый день возводился новый ярус башни. В итоге здание было закончено в срок. И тогда царица поднялась на самую высокую точку башни и бросилась вниз.

Про башню Сююмбике ходит много слухов. Некоторые убеждены, что здание представляет собой мавзолей и было построено по приказу царицы Сююм. Женщина возвела башню в память о любимом муже Сафа-Гирее. Его останки до сих пор замурованы в одном из подвалов Сююмбике, но где находится этот склеп — никто не знает.

Версия о строительстве башни в XVII веке

Башня Сююмбике (Казань), согласно одной из версий, была построена в период Казанского ханства, то есть до 1552 года. Есть теория, что нижние ярусы были возведены в эпоху ханства, а верхние — уже после его падения.

Согласно этой версии, возведение башни было напрямую связано с ханом Казани Мухаммедом-Амином. Он взошел на трон при серьезной поддержке Великого князя Всея Руси Ивана III.

Во времена периодического правления Амина с 1484 по 1518 годы Москва перестает быть данницей Казанского ханства, и период кровопролитных столкновений заканчивается.

Мохаммед часто посещал Москву и видел, как возводился Кремль. Исследователи предполагают, что хан, покровительствующий искусству и считавшийся просвещенным правителем, вполне мог обратиться к Ивану III для того, чтобы зодчие возвели постройку и в Казани.

Башня Сююмбике в Казани - история фото описание легенда карта

Археологические исследования, проводившиеся с различной периодичностью с 1941 по 1978 годы, говорят о том, что фундамент башни Сююмбике углубляется на два метра. Эта глубина затрагивает лишь верхние археологические слои, которые могут что-либо рассказать о культуре и зодчестве средневековой Казани.

Верхний слой датируют XVIII-XVII веками, второй (русский) относят к XVII-XVI векам, однако местами встречается и третий слой (казанско-ханский), начало XVI- вторая половина XV века. Строительный горизонт находится в среднем слое башни, что говорит о том, что ее возводили не ранее конца XVII — начала XVIII веков.

Некоторые ученые в своих трудах утверждают, что башню ориентировочно возвели с 1645 по 1650 год. Однако это косвенно опровергается тем фактом, что нет ее изображений в монографии ученого А. Олеария, посещавшего Казань в 1638 году. Кроме того, башня Сююмбике отсутствует в монографиях политика и картографа из Голландии Николааса Витсена, который был в Казани в 1692 году.

И все-таки версия, принятая большинством исследователей и ученых, предполагает, что башня в том виде, в котором она сохранилась до наших дней, сформировалась в конце XVII — начале XVIII веков. Об этом говорят некоторые архитектурные ордерные фрагменты, колонны, парапеты и окна особой формы. Эти элементы начали использовать в зодчестве именно с конца XVII века во многих монастырях, а также башнях на Руси.

Однако также предполагается, что башня была завершена примерно в 1720-е годы. В пользу этого предположения говорит тот факт, что на плане Казани эта постройка появляется в 1718 году.

Краевед и архитектор С. П. Саначин, основываясь на письменных архивных источниках и картах, определяет период постройки башни с 1694 по 1718 годы.

Когда появилась башня?

Многих интересует, когда возникло это сооружение — башня Сююмбике. В письменных источниках пока информации об этом не обнаружено. Но если внимательно взглянуть на другие документы: планы и изображения Кремля 17-18 веков, то туман быстро рассеивается.

Таблица 1

Удивительным образом художники разных эпох облюбовали одно и то же место для того, чтобы оставить потомкам эффектный вид Казани и Кремля во всей ее красе. Оно примерно соответствует сегодня южной оконечности Кировской дамбы. Наверное, на этом месте находилось тогда что-то возвышавшееся: может быть, холм или какое-то строение.

Так или иначе, нам эти люди предоставили уникальную возможность наглядно проследить с одной точки эволюцию силуэта крепости на протяжении последних 400-500 лет ее существования. Сведя воедино в сопоставительной таблице виды Кремля, запечатленные художниками разных эпох, удалось воочию увидеть, как появляются и исчезают целые комплексы и отдельные сооружения (табл.1).

При сопоставлении панорам в едином масштабе хорошо видно, как в 17 веке (рис.Н.Витзена) возникают комплексы Благовещенского собора, Троицкого и Спасо-Преображенского монастырей и пропадает комплекс Ханского двора. В 18 веке (рис.Леспинаса) появляется комплекс башни Сююмбике и Введенской церкви, монументальная Сергиевская церковь. В 19 веке (рис.Е.Корнеева) Троицкий монастырь исчезает.

Этот вывод подтверждают и археологические исследования: севернее башни, у самого ее подножия в 2000 году были обнаружены фундаменты знаменитой Хан-джами. Как выяснилось, здание было возведено в 15 и разрушено только в конце 17 — начале 18 вв., что соответствует и данным Писцовых книг 16-17 вв., где упоминается «мечеть у Царева двора».

Интригующим моментом этих преобразований является то, что комплекс оберкомендантского дома (а на наиболее ранних планах города ХYIII века башня Сююмбике показана как въезд во двор именно оберкомендантского дома!), несмотря на замену всех зданий на новые, сохранил предшествовавшую ему функциональную структуру, градостроительную композицию, традиционный силуэт.

На месте Ханского дворца встал дом оберкоменданта, на месте Ханской мечети — церковь Введения, между ее минаретом и главными воротами дворца — высокая надвратная башня. Таким образом, в северной части крепости, спустя 150 лет наблюдалось, можно сказать, буквальное воспроизведение градостроительной идеи времен ханской Казани!

С какой целью была выстроена башня?

Следует сказать, что для появления в раннюю петровскую эпоху столь значительного сооружения в Казанском Кремле как башня Сююмбике, должны были иметься достаточно веские причины. Для чего нужно было ее возведение, когда Казани, казалось бы, уже ничто не угрожало?

Появилась гипотеза: возведение столь монументального въезда в оберкомендантский двор — это как бы декларирование значимости Казанской губернии, учрежденной в 1708 году, что отвечало амбициям обер-коменданта. Но в этом случае оплачивать такое строительство следовало бы только из чьих-то личных средств, иначе ответственный за подобную растрату из государственной казны в те суровые времена рисковал собственной шеей.

Кроме того, столь монументальное строительство в центре административного управления краем едва ли могло вестись без «высочайшего» утверждения и финансирования. Для возведения такой башни должны были найтись веские основания внутриполитического, а может, и внешнеполитического характера. Существовали они?

Обратимся к истории Российского государства: на момент преобразования его административной структуры в начале 18 века, состояние империи нельзя было назвать ни стабильным, ни безопасным. Россия постоянно воевала, причем далеко не всегда успешно. Именно на это время приходятся военный союз Карла XII с поляками и литовцами (1706), рискованная военная кампания в Молдавии, едва не закончившаяся поражением России, казачье восстание в Астрахани (1705), восстание Булавина на Дону (1705-1708г.г.

Появление высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры было, таким образом, вполне правомерным: по всей видимости, башня была элементом внутреннего оборонительного рубежа, либо не законченного в силу изменившихся обстоятельств, либо не сохранившегося.

Башня Сююмбике закладывалась, видимо, в большой спешке: глубина заложения фундамента ее — всего 1,4 м; он не пересек даже толщу насыпных грунтов и частично опирается на напластования культурного слоя, что впоследствии и послужило причиной ее наклона в северо-восточном направлении.4

Все эти факты говорят о правомерности появления высокой дозорной башни в начале 18 века в Казани как элемента реорганизации ее фортификационной структуры.

А не было ли такой же башни в татарском Кермане?

Сопоставим панорамы Кремля XVI и XIX веков, изображения Сары Капка и башни Сююмбике

Таблица 2

Однако не все так просто в истории возникновения проездных ворот на этом месте Кремлевского холма. Вглядываясь в панораму 16 века (рис. А.Олеария), мы видим примерно там, где сегодня стоит башня Сююмбике, сооружение, по величине и внешнему виду мало отличающееся от ее кубического нижнего яруса, — тоже с проездом, но, правда, иначе сориентированное.

В том, что такое сооружение реально существовало в Татарской Казани, сомневаться не приходится: сохранились и другие его изображения (табл.2). Это было другое сооружение (мною было дано ему условное название — «Сары Капка»)5, а не известная всем сегодня башня Сююмбике, о чем говорят и данные археологии.

Вопрос о взаимоотношениях современной башни Сююмбике с археологическими остатками более ранних сооружений и анализ его других средневековых изображений был уже сделан мною ранее6, поэтому здесь постараюсь сделать лишь попытку его графической реконструкции.

Сопоставление с оборонительными комплексами, типологически близкими Ханскому двору Казани, дает ряд аналогий, в числе которых проездные ворота генуэзской крепости Кафа 15 века и Ханского дворца в Бахчисарае 18 века (Крым), османской крепости Баязет (Турция, 18 в.), Арка города Бухары (Узбекистан, 19 в.).

Не зная в точности даты строительства Сары Капка в Казанском Арке (Ханском дворе), не очень корректно проводить параллели с оборонным зодчеством сопредельных и культурно родственных государств. Можно лишь придти к выводу, что подобные кубические проездные ворота-порталы встречались во все эпохи, а поэтому реально могли существовать и в средневековой Казани.

Таблица 3

Впрочем, ряд размышлений над реконструкцией генерального плана средневекового казанского Кермана (Кремля), дают некоторые основания предполагать возникновение этого сооружения уже в эпоху первой казанской каменной крепости, разрушенной в начале 13 века монголами. В этом случае наиболее близкой аналогией Сары Капка предстают Золотые ворота города Владимира, сохранившиеся и по настоящее время.

Это огромная белокаменная башня с высоким арочным прямым проездом, внешне очень близкая тому, что мы видим на средневековых рисунках Казани. И там и здесь над кубическим объемом башни можно видеть два-три яруса надстроек, придающих силуэту башни ступенчатую пирамидальность и заканчивающихся скатной (конической, пирамидальной) крышей.

Именно такое завершение, кстати, отличает казанский и владимирский памятники от подобных же башен мусульманского Востока, где крепостные ворота обычно имели вид кубического портала — башни без особо затейливого силуэта. Как в подробностях выглядела башня Сары Капка, мы сегодня знать не можем и ограничимся пока фактом ее существования в казанском Югары Кермане (Вышгороде) на момент завоевания города русскими.

Итак, в 1 половине 18 столетия в северной части Казанского Кремля появляется высокая многоступенчатая башня, нижний ярус которой близко напоминает Западные ворота Ханского двора (Сары Капка) как по функции, так и по характеру архитектуры, а внешний вид (силуэт, композиция) — в какой-то степени повторяет их принципиальные качества. Местоположение башни в целом также соответствует местоположению исчезнувшего столетие назад сооружения. Случайно ли это сходство?

Описание башни Сююмбике

Башня находится на территории Казанского кремля, однако несколько в отдалении от стен крепости, благодаря чему она и являлась дозорной (сторожевой). С вершины башни открывается хороший обзор на прилегающие земли и на реки Казанку и Волгу.

Фундамент постройки основывается на сваях, сделанных из дуба. Стены возведены из кирпича, который соединен известковым раствором.

Само здание состоит из 7 ярусов, которые отличаются размером и формой. Так, например, первые три имеют квадратную форму (четверики), которые различны по высоте, а галереи (террасы) открытые.

Следующие два яруса имеют восьмиугольную форму (восьмерик), продолжаются граненым шатром и дозорной вышкой из кирпича. Заканчиваются они шпилем, который увенчан навершием в виде позолоченного яблока.

На фото башни Сююмбике видно, что грани ярусов украшены лизенами (лопатками) либо торусами (тонкие валики). На восточном и западном фасадах находятся пилоны, у которых имеются приставные колонны с коринфским ордером, отсеченные по центру горизонтальными торусами. Все строение в высоту достигает 58 метров.

Татарские черты

Таблица 4

О татарских чертах башни Сююмбике написано немало. В их числе назывались принципиальная ступенчатость силуэта, минаретоподобное завершение, наличие приставных декоративных ничего не несущих трехчетвертных колонн, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса (табл.4). Рассмотрим эти черты по отдельности.

Ступенчатость силуэта (она часто приводится в местной краеведческой литературе как аргумент в пользу «восточных» корней архитектуры башни) сопоставительного анализа не выдерживает. Многочисленные примеры многоярусных ступенчатых сооружений в мировой архитектуре едва ли могут послужить аналогиями или прототипами в силу иных масштабов, иной типологии или разительного контраста в художественном образе — разве, кроме некоторых башен средневековой Бирмы, в какой-то степени близких нашему памятнику.

Если же говорить о мусульманской культовой архитектуре, то на Ближнем Востоке, в Малой Азии, Центральной Азии, на Кавказе, в Магрибе и Андалусии, где следовало бы искать аналогии, подобных минаретов не встречается.(Исключение составляет минарет мечети Сиди Окба в Тунисе, 8 в.).

Завершение башни Сююмбике и в самом деле сильно напоминает минареты татарских деревянных мечетей, но корректно ли сопоставлять отдельно взятый элемент (шатер) башни с целым минаретом с точки зрения архетипа? Это можно было бы сделать, если бы низ башни был мечетью, а ее шатровый верх — минаретом. Здесь этого нет, — причем такое сравнение не проходит уже в силу ориентации помещений башни с сильным отклонением от направления на Мекку, это недопустимо для мечети.

Даже если, анализируя формы башни Сююмбике, иметь в виду отдельно стоящие минареты, то, кроме тунисского минарета Окба, ничего подобного в мусульманской архитектуре нет. Но и в этом случае ориентация такого минарета должна была бы соответствовать кыйбле (то есть направлению на Мекку).

Приставные колонны, фланкирующие арку проезда, вполне могут принадлежать татарской монументальной традиции. Подтверждением тому служат подобные же формы на фасадах храма Василия Блаженного в Москве, архитектура которого являет собою целую энциклопедию мусульманских мотивов, намеренно перенесенных на стены храма-памятника в честь завоевания Казани. Хороший образец таких же колонн у входа можно видеть на главном фасаде Джума мечети в Ичери Шехере города Баку (Азербайджан, 19 в.), и не только.

К капителям трехчетвертных колонн по бокам проезда Сююмбекиной башни также близки традиционные завершения деревянных колонн мечетей Средней и Малой Азии, примеров которых великое множество .

Наиболее выразительными примерами цитирования характерной для архитектуры исламского мира декоративной детали являются, пожалуй, ячеистые консоли над раскреповками в углах второго яруса. Этот мотив встречался на обширных пространствах всего Переднего Востока, Северной Африки и Андалусии во все времена, не чужд он и архитектуре татарского народа.

Нет никакого сомнения, что как минимум в двух последних случаях на стенах башни Сююмбике были намеренно процитированы характерно мусульманские мотивы, прототипы которых едва ли искали в других странах.

Таблица 5

Поиск аналогий для башни Сююмбике дает, можно сказать, мгновенный результат: это Боровицкая башня Московского Кремля, нижний ярус которой относится к 15 веку, а верхние выполнены в 1 половине 17 столетия итальянскими мастерами. На этом, собственно, поиск и заканчивается: других близких аналогий башне Сююмбике ни в России, ни за ее пределами не обнаруживается.

Декоративное решение башни Сююмбике выполнено в целом в духе московской школы: те же «ширинки», простые наличники полуваликом, фланкирующие колонны по сторонам проезда. Если же рассматривать по принципиальным позициям, то архитектура башни Сююмбике вообще не оригинальна и имеет множество менее близких аналогий в московском зодчестве 17 века.

18 век дает и другие прототипы: Земский приказ в Москве (1700 г.), где мы видим ту же подчеркнуто ступенчатую ярусность, схожесть в художественном оформлении фасадов, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге (арх. Коробов) с высоким шпилем над восьмигранным барабаном с окнами и др. Все это говорит о принадлежности башни Сююмбике к русской архитектурной школе 1 трети 18 века.

До 1918 года на навершии башни находился имперский двуглавый орел, однако после Октябрьской революции его убрали. В этом же году было установлено золоченое яблоко (шар), на котором изображен полумесяц.

По казанским преданиям, в этом шаре находились важные для татар исторические документы, в связи с этим его снимали в середине XX века для подробного исследования.

В конце 90-х годов XX века, по просьбам религиозных общин Казани, на навершии был установлен полумесяц, покрытый позолотой. Этот элемент, а также солнце находятся на кованых воротах башни.

Башня в наше время

В настоящее время фото башни Сююмбике (Казань) можно достаточно часто встретить в различных рекламных проспектах, которые приглашают посетить город. И это не удивительно, ведь данная башня, как и Казанский кремль, стала таким же символом, как Эйфелева башня для Парижа либо Пизанская башня для города Пиза в Италии.

Кстати, стоит отметить один интересный факт. Башня в Казани так же, как и в Пизе, является «падающей». На сегодняшний день ее шпиль отклоняется от вертикали почти на два (1,98) метра.

Все здания, находящиеся на территории Казанского кремля, являются памятниками истории, искусства и архитектуры федерального значения. Казань каждый год привлекает своими красотами многочисленных туристов не только из России, но и со всего мира. Многие побывавшие в этом древнем городе возвращаются сюда, проникнувшись историей и архитектурой этих удивительных мест.

Символика форм

Суммируя сказанное, можно констатировать присутствие на фасадах и в силуэте башни Сююмбике мотивов казанско-татарской традиции, механизм появления которых на русском оборонительном сооружении 1 трети 18 века нуждается в специальном разъяснении.

Использование в новом сооружении элементов татарской архитектуры, возможно, служило задаче символизировать идею Царства Казанского (так называлась присоединенная к России территория вплоть до начала 18 века), только что переименованного в Казанскую губернию в образе надвратной башни оберкомендантского дома, под российским управлением (двуглавым орлом).

Следует сказать, что воплощение такой идеи в виде стилизации некоторых элементов башни «в татарском духе» выглядит вполне логичным. В их число могли войти как цитаты с фасадов реальных памятников (трехчетвертные колонны, «сталактитовые» капители, ячеистые консоли), так и чисто ассоциативные мотивы, вносящие в образ сооружения воспоминания о татарских прототипах (вытянутость силуэта, минаретоподобное завершение).

Особенно интригует выбор места на панораме Кремля, габаритов и типологическое подобие сооружения, фактически повторившие спустя столетие архитектуру Сары Капка. Не думаю, что причиной этого стало сохранение в целом или руинированном виде остатков Сары Капка, вновь восстановленных в 18 веке, на чем настаивает Г.

Айдарова-Волкова. Правда, в этом случае сооружение либо попало бы в описание Писцовых книг, либо было бы отмечено местными краеведами. И, самое главное, комплекс «башня-церковь Введения», относись он к татарскому времени, не накрыл бы собою некрополь Казанских ханов 15-16 вв. Более вероятно, что Сары Капка и некоторые другие сооружения Арка были запечатлены кем-то из казанцев (на бумаге или живописно, — например, на иконе) до их исчезновения и воспроизведены при строительстве башни оберкомендантского дома.

Большие пожары 1749, 1770 и 1815 гг., уничтожавшие всю Казань, погубили множество документов, — в числе которых, возможно, были и эти изображения. Так или иначе, упомянутые архитектурные детали на фасадах башни Сююмбике говорят нам о существовании реальных прототипов, они не являются чьей-то фантазией и могут быть причислены к вновь выявленным чертам средневекового татарского зодчества.

Она не одинока

Таблица 6

местоположение, общие габариты, коленчатый проезд, опускающуюся решетку. В то же время в архитектуре Никольской башни явно читаются черты московского зодчества 17 — начала 18 вв.: ширинки, поребрики, раскрепованные лопатки, характерные наличники. В целом же она является как бы родной сестрой двум нижним ярусам башни Сююмбике; последняя лишь оформлена более парадно. Столь же близки Никольской по стилю и характеру декорировки и последующие два яруса башни Сююмбике.

Также и восьмигранный ярус Спасской башни отличается от аналогичного яруса башни Сююмбике лишь наличием разорванных барочных фронтонов над проемами; в остальном они абсолютно идентичны. Каменные шатры обеих башен оформлены гуртами, хотя и различаются деталями и уклоном.

Все это говорит об одновременности появления всех трех объектов и дает дополнительный материал к датировке башни Сююмбике первой третью 18 века.

1 Республика Татарстан: памятники истории и культуры. Каталог-справочник. — Казань: из-во «Эйдос»; 1993.

2 Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. — С.73.

3 Постановление СМ РСФСР №1327 от 30.08.60 (см. Список памятников истории и культуры ТАССР, находящихся на государственной охране — Казань: МК ТАССР, 1987. — №191/8)

4 Впрочем, к 1710-м г.г. обстановка в России стабилизировалась, что, вероятно, и сказалось на качестве дальнейшего строительства: сама башня выполнена весьма надежно и тщательно.

5 Так названы Западные ворота Казанского Арка (Ханского Двора) в книге «Джагфар Тарихы».

https://www.youtube.com/watch?v=aYQ07rni1xo

6 См. Халит Н. Очерки по архитектуре ханской Казани. Гипотезы. Факты. Размышления. — Казань: Мастер-Лайн, 1999.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.