Крейсер – музей «Михаил Кутузов» в Новороссийске

Туры

Главные характеристики корабля

  • Длина: 210 м;
  • высота: 53 м;
  • бронь: от 50 до 100 мм в разных зонах;
  • экипаж: 1220 человек;
  • боевая артиллерия: 4 трёхорудийные башни 12 универсальных орудий;
  • минное вооружение: 180 мин.

Военный крейсер прибыл в порт «Новороссийск» в 2002 году. Примечательно, что до этого корабль стоял в Севастополе, где в 1988 году был переведен в резерв военно-морского флота, а через десять лет — исключен из его состава. По сегодняшний день судно служит жителям города как музей военно-морской славы России.

История и служба

Самой известной достопримечательностью города Новороссийска по праву считается крейсер-музей «Михаил Кутузов». В недалёком прошлом, был одним из самых сильных и хорошо вооружённых кораблей на Черноморском побережье. На данный момент крейсер встал на свою вечную стоянку в порту и функционирует как музей.

Крейсер построен по проекту 68-бис (классификация НАТО), одному из первых проектов, реализованных после Второй Мировой Войны. Крейсера вошли в топ 10 самых лучших боевых кораблей мира XX века и положили начало создания в СССР океанского флота. Это первые боевые корабли страны, которые вышли за пределы омываемых морями территории Советского союза.

Корабль был создан третьим по счёту кораблём в городе Николаеве на судостроительном заводе имени Н.И. Носенко следом за крейсерами «Адмирал Нахимов» и «Дзержинский». Построили его всего лишь за год, а спустя два года на нём торжественно подняли флаг, и зачислили в Краснознамённый Черноморский флот. Первым начал выполнять задания по боевой службе в Средиземном море и Атлантике, совершив в общей сложности 15 дальних походов.

На крейсере подготавливались будущие командиры флотилий. С корабля выпустились примерно 70 капитанов первого ранга и около семнадцати адмиралов. А сколько с дружеским визитом заходил в иностранные порты во время дипломатических миссий, не счесть! Ладно, хватит историй, вперёд гулять по крейсеру! 🙂

Еще по теме  Достопримечательности Праги фото и описание Что посетить туристу зимой летом осенью весной Карта с адресами схемами проезда

Исторические факты

Победив во Второй Мировой войне Германию и Японию, Советский Союз бросил все силы на восстановление страны. Первая после войны десятилетняя программа военного кораблестроения СССР предусматривала строительство легких крейсеров с учетом последних разработок в сфере науки и техники. Одним из таких кораблей стал крейсер «Михаил Кутузов».

Крейсер-музей {amp}quot;Михаил Кутузов{amp}quot;

Прямого участия корабля в боевых действиях во времена Холодной Войны не зафиксировано. Известно, что крейсер совершил свой первый выход в море в июне 1957 года. Главной задачей похода было узнать, способно ли новое судно выдержать сильную бурю и шторм в водах Северной Атлантики. После прибытия в порт «Севастополь» были выявлены недоработки левого крыла корабля.

Несмотря на то, что крейсер не совершил ни одного боевого выстрела, его историю сложно назвать неинтересной. На счету судна более 15 морских походов на дальние расстояния, а также участие в операции по спасению моряков со взорвавшегося линкора «Новороссийск». «Михаил Кутузов» нес боевое дежурство в Средиземном море и Атлантическом океане, а во время арабо-израильских конфликтов в 1967 и 1973 годах корабль стал центром командования верховного военного советника Советского Союза в Египте. Пребывание советского крейсера в порту «Александрия» уберегло египтян от боевых атак со стороны Израильской армии.

На борту известного корабля проходили съемки кинофильма «Увольнение на берег». Игравшим актерам довелось пожить несколько дней среди простых матросов «Михаила Кутузова». На палубу крейсера не единожды поднимались первые лица государств, в том числе и египетский глава Абдель Насер, шах Ирана и другие.

Крейсер - музей {amp}quot;Михаил Кутузов{amp}quot;, основное орудие
Три орудийных башни

Где находится крейсер «Михаил Кутузов»

Заранее хочу попросить прощения у моряков и любителей военных кораблей, я не силён во всех морских терминах. Поэтому, если вы заметили, что что-то назвал не так, обязательно поправьте меня и я всё исправлю!

Начну с того, что просто так побродить по кораблю не получится, разрешают только в составе экскурсионной группы. И то, всё бегом, бегом… Толком всего и не рассмотрели. Но мне этого времени хватило сделать несколько фотографий как на самом корабле, так и внутри него. Перед тем, чтобы вас пустили по трапу на корабль, требуют собраться группой около 10-15 человек, и только тогда всех зазывают на корабль. Нам с женой пришлось подождать немного, но как только собралось нужное количество людей мы отправились на экскурсию.

Оплатив билеты в кассе, всех сначала запускают на палубу, где дожидаемся экскурсовода и людей, которые ещё оплачивают за вход. Пока дожидались отставших, мы с женой время не теряли, сделали несколько фотографий орудий и кораблей, находящихся в порту Новороссийска. Как впервые побывавшим в порту, всё кажется необычным, и рука на затворе фотоаппарата работает почти без остановки! 😀

Отвлёкся от темы, немного поговорим об вооружении крейсера. На палубах установлены четыре башни МК-5-бис с тремя орудиями по 152 миллиметров каждое. Зарядка производилась автоматически при помощи элеваторов, по которым подавались снаряды. Всё приводилось в движение при помощи 23 электродвигателей в первых трёх башнях и 20 электродвигателей в четвёртой.

Но не все операции осуществлялись автоматически. Загрузка на элеватор и транспортёр осуществлялась вручную, при помощи матросов. Каждую башню обслуживало около 68 человек, а прицельная стрельба осуществлялась на 32 километра. Это как из моего родного посёлка Кузино можно стрельнуть примерно в Билимбай или в Подволошную и снаряд гарантированно долетит!

На палубе находится ещё один интересный предмет. Долго думал, что это за устройство, которое передвигалось по небольшим рельсам. Как оказалось, это обычная морская мина. На крейсер можно было погрузить от 60 до 130 штук, в зависимости от их типа и назначения. Все они находились на палубе на миниатюрных рельсах.

Если приглядеться, то на предыдущей и фотографии снизу можно разглядеть следы от демонтированных рельсов. Экскурсовод сказал, что их убрали специально для безопасности посетителей, так как из-за них был разбит ни один нос и не одна коленка. Примерный вес мины составляется более 700 килограмм, а для того, чтобы отправить её за борт, нужно было не менее 18 человек. Мина подкатывалась к краю палубы и скидывалась в воду, где после ожидала своего звёздного часа.

Каждая экскурсия начинается возле колокола, именуемого у моряков рындой. Экскурсовод рассказывает историю крейсера и затем демонстрирует удар в рынду. Экскурсовод ударил не со всей силы, но по ушам ударило прилично. Как он рассказал далее, звон корабельной рынды слышен в радиусе 14 километров в открытом море.

Одним из серьёзных вопросов на крейсере была организация противовоздушной обороны. Для этого было установлено 16 советских зенитных установок В-11. Конструкция которых состоит из двух сдвоенных автоматических пушек 70-к по 37 миллиметров каждая. Обладает скорострельностью по 180 выстрелов в минуту на ствол.

Помимо зенитных орудий на крейсере было установлено шесть башен СМ-5-1 с двумя 100 миллиметровыми орудиями. Предназначаются не только для поражения целей на море и берегу, но и в воздухе.

После небольшого хождения по палубам, мы наконец-то спустились внутрь корабля. Экскурсовод то и дело бегал и ругался, чтобы нигде не споткнулись, не ударились головой и вообще не отставали. К моему великому удивлению, удалось сделать несколько удачных кадров с рук в темных помещениях.

Недолгого блуждая по коридорам, попали в офицерскую кают-компанию. Тут, у меня получилось сделать только одну фотографию хорошего качества. Во времена, когда крейсер находился на военной службе, в эту кают-компанию допускались только 72 офицера и пять вестовых (обслуживающий персонал на флоте).  По корабельному уставу, в данном помещении можно было курить только с шести до десяти вечера.

Далее мы пробежали быстрым ходом мимо кают капитана и двух медицинских помещений. На сколько я понял, одно из них помещение хирурга, второе терапевта. Помимо этих двух врачей был ещё стоматолог. Все несложным операции врачи могли провести прямо на корабле, а потребности в серьёзных операциях не возникало. На просторах интернета видел экскурсии, в которых были показаны ходовая рубка и каюта капитана, но мы к сожалению туда не попали.

За то увидели элитный кубрик матросов. Почему элитный спросите? А всё потому, что он рассчитан всего на 27 матросов и имеет иллюминаторы. Все остальные кубрики находятся на палубах ниже, где иллюминаторы отсутствуют. Кубрики на корабле имеют вместительность от 24 человек до 70 в каждом.

Спальные места трёхуровневые. Обычный человек увидит всего две койки, но рундук под кроватью (сундук у которого поднимается крышка) тоже застилался и являлся спальным местом. Само собой, это место являлось не престижным и там спали в основном новички.

Столовая для матросов на крейсере не предусматривалась, они питались прямо в своих кубриках. На шесть-восемь человек назначался бочковой, который шёл на камбуз и получал бочки под первое, второе, чайник и приносил в кубрик. Там матросы обедали за раскладными столами, которые устанавливались в проходах.

Обо всём остальном вооружении я подробно рассказывать не буду, долго это и муторно. Думаю, многим это будет не интересно, а тем, кому интересно почитают об этом в интернете и расскажут нам об этом в комментариях. Единственное, что могу сказать, шары на мачте, которая изображена на третьей фотографии – это антенны для космической связи. Если я не прав, то обязательно поправьте меня. Также где-то на мачтах расположена базовая станция одного из местных операторов связи.

Предлагаю к вашему просмотру несколько видеороликов о крейсере «Михаил Кутузов». Первый видеоролик от создателей компьютерной игры World of Warships, посвященной военным действиям на море.

Съёмка с корабля во время залпов. Было произведено несколько залпов, плюс произошла осечка, но её быстро устранили. Залпы на столько мощные, что где-то вдалеке на берегу срабатывает автомобильная сигнализация.

Мой рассказ прекрасно дополнят три документальных фильма, которые прикрепил снизу. Первое видео взято с канала MySTIC channel.

Второе видео взято с канала «Новороссийский Информационный», в котором не мало старинных видеофрагментов из фильма, который снимался при участии крейсера.

И третье видео с канала «Кубань 24». Этот репортаж об крейсере и о том, что Новороссийск может лишиться его, так ли это, узнаем из этого видео репортажа.

Видеоролики на момент написания статьи, ещё не посмотрел, но уверен, что они будут интересны многим, кому понравилась эта статья. После публикации обязательно вместе с вами посмотрю.

Если у вас нет возможности попасть на корабль, обязательно прогуляйтесь рядом с ним. С берега можно рассмотреть все основные элементы, а из моей статьи и видеороликов можно узнать, что внутри! Цена на посещение примерно в районе 200-500 рублей, фотосъёмка оплачивается отдельно. Цену лучше уточнять прям перед экскурсией, так как из года в год она меняется.

Крейсер находится в порту города Новороссийска, в конце улицы Новороссийской Республики, возле речного вокзала. Также рядом находится набережная возле Форумной площади. Думаю, по карте всё будет ясно! 🙂

Неужели я написал эту статью, то времени не хватало, то мысль не шла, то лень было… Но самое главное собрался мыслями и дописал. Все появившиеся мысли и пожелания обязательно оставляйте в комментариях. На этом всё, до скорых встреч! 🙂

С вами был, Андрей Шадрин!

Одной их главных причин, почему стоит хотя бы раз побывать на палубе знаменитого объекта Черноморского флота, является интересная история о послевоенных временах Советского Союза. То, каким важным стратегическим объектом в свое время был корабль «Михаил Кутузов», будет полезно послушать даже самым эрудированным знатокам истории.

Почему стоит посетить крейсер «Кутузов» в Новороссийске?

Место стоянки корабля-музея «Михаил Кутузов» находится в городе Новороссийск (Краснодарский край, Россия). Чтобы посетить музей на корабле, отправляйтесь на городскую набережную. Судно пришвартовано у причала № 33 главного торгового порта.

Географические координаты стоянки судна: N 44.43.16 E 37.46.55.

Адрес: Набережная им. Адмирала Серебрякова, 2а

Время работы: с 11:00 до 18:00 (понедельник, вторник — выходные дни)

Цена входного билета: для взрослых — 200 руб., детям (до 7 лет) — бесплатно. Также действуют постоянные скидки для школьников, студентов и пенсионеров (при условии предъявления подтверждающего документа). В стоимость билета включена прогулка по палубе корабля услуги профессионального экскурсовода.

https://www.youtube.com/watch?v=Df84tSaNaeA

Разрешение на фотографирование объектов судна: 50 руб.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.