Триумфальная Арка в Москве Интересные факты фото описание где находится

Фото и описание

Архитектурные сооружения в форме торжественно оформленных арок люди устанавливали с незапамятных времен. Обычно триумфальные арки строились в честь важных исторических событий и победителей, выигравших битву или войну. Триумфальные ворота в Москве впервые были построены в первой половине XIX столетия.

Триумфальные ворота на Тверской заставе

Летом 1814 года на площади Тверской заставы появилась деревянная Триумфальная арка — она чествовала русскую армию, которая возвращалась из Европы после разгрома Наполеона. Место выбрали неслучайно: обычно именно здесь, на въезде в город, московские градоначальники, дворяне и почётные граждане встречали императора, прибывающего из Северной столицы. Эта дорога позже стала называться Петербургским (сейчас Ленинградским) шоссе — его открыли в 1822 году.

Сама арка тоже была выполнена в лучших традициях — немало подобных сооружений построено на пути русских воинов [1].

В 1826 году Николай I решил, что память о победе заслуживает чего-то более долговечного и повелел заменить деревянные ворота каменными. Создать их поручили известному архитектору Осипу Бове. Строительство началось через три года, а закончилось ещё через пять: по одним сведениям, в казне не хватало средств — город продолжал возрождаться после грандиозного пожара 1812-го, по другим, тормозили дело московские чиновники, которые почему-то невзлюбили проект.

Триумфальная Арка в Москве Интересные факты фото описание где находится

В сентябре 1834 года наконец состоялось торжественное открытие памятника. Увы, автор не дожил нескольких месяцев до этого момента, и завершал возведение ворот его младший брат Михаил Бове. Сооружение на стыке архитектуры и скульптуры получилось по-настоящему величественным: шесть пар колонн обрамляли высокие постаменты с мощными фигурами античных воинов в островерхих шлемах и пластинчатых доспехах.

На декорированном фризе расположили гербы 36 российских губерний, чьи жители участвовали в Отечественной войне 1812 года, и медальоны с вензелем Николая I. Венчала арку колесница Славы, стоя в которой правила шестёркой лошадей Ника — крылатая богиня победы. Фронтон с обеих сторон украсила надпись (обращённая внутрь города — по-русски, наружу — на латыни), прославляющая Александра I как спасителя Отечества [2].

Арки и ворота: взгляд в историю

В мае 1814 года все российские губернии получили постановление, в котором говорилось о скором возвращении из Франции русской армии и необходимости организовать победителям торжественный прием. В столице за дело взялся граф Ростопчин, и под его руководством Москва начала готовиться к пышной встрече доблестных победителей.

Тверская застава, где обычно московская администрация и купечество торжественно встречали императоров, была выбрана местом сооружения триумфальных ворот. Деревянная арка на Тверской заставе стала одной из многих, построенных на пути следования российской армии.

Однако, император Александр I, опасавшийся больших скоплений народа и возможных бунтов, в июле 1814 года внезапно отменил все планируемые торжества. Подготовка к парадным мероприятиям была остановлена, но деревянная триумфальная арка на Тверской заставе к тому моменту была почти закончена.

Триумфальные ворота пришли к нам из глубины веков: классические образцы — арки императоров Тита, Септимия Севера и Константина в Древнем Риме. Они послужили эталоном для возведения триумфальных арок в Париже при Наполеоне, и ворота на Тверской заставе, как и Нарвские ворота в Санкт-Петербурге (тоже открыты в 1834 году), стали своеобразным «симметричным ответом» России.

Считается, что античную традицию принёс в Россию Пётр I: в 1696 году он выстроил триумфальные ворота в честь взятия Азова, а в 1709-м по его приказу поставили сразу семь арок в честь празднования победы под Полтавой. Все они, хотя и искусно декорированные росписью, статуями и аллегорическими фигурами, были временными, в основном деревянными. Обычно их разбирали по окончании торжеств или позже, когда они ветшали; часто арки сгорали при пожаре.

Первым капитальным сооружением в этом ряду стали Красные ворота, построенные в 1753 году при Елизавете Петровне на месте деревянной арки. Их пытались снести ещё в середине XIX столетия, а в 1927 году разрушили для расширения Садового кольца. Название памятника сохранилось в топониме площади, а в 1935-м здесь открылась и одноимённая станция метро.

Еще по теме  Что посмотреть в Будапеште за 3 дня самостоятельно - маршрут фото описание карта

Впрочем, есть у триумфальных арок и другой «родственник», который необязательно связан с победами, но обозначает центральный, парадный въезд в город и чаще всего говорит о его столичном статусе — речь идёт о Золотых воротах. На Руси они впервые появились в Киеве при Ярославе Мудром (XI век); их создали по образцу византийской арки императора Константина. Позже Золотые ворота возводили и в других городах, чтобы показать их величие, например во Владимире (XII век).

Другой аналог триумфальных арок — Царские врата в христианских церквях. Они тоже наследуют античную традицию: в Древнем Риме за любые ворота и двери отвечал двуликий Янус — божество, которое смотрит одновременно вперёд и назад, в будущее и прошлое, и связывает разные миры. Именно в его честь месяц, который начинает год, назвали январь.

В общем, у советской власти были основания скептически относиться к яркому символу имперского величия, который был косвенно связан ещё и с религией.

Беспокойная судьба памятника

В 1872 году под воротами прошла линия конки от Тверской заставы до Воскресенской площади (сейчас площадь Революции). В 1899-м её сменил первый в городе электрический трамвай, запущенный от Страстной площади (сейчас Пушкинская) до Петровского парка. Интенсивное движение не могло не сказаться на состоянии памятника, и к столетней годовщине Бородинского сражения ворота пережили первую реставрацию — пока косметическую. Следующий ремонт состоялся уже при советской власти, в середине 1920-х годов [2, 3].

Триумфальная Арка в Москве Интересные факты фото описание где находится

В 1936-м Тверскую заставу начали переделывать в соответствии с Генпланом реконструкции Москвы, принятым годом ранее. Триумфальные ворота разобрали, планируя позже вернуть на прежнее место после тщательной реставрации. При демонтаже специалисты Музея архитектуры имени А.В. Щусева измерили параметры сооружения, составили подробные чертежи ярусов и сфотографировали арку со всех сторон.

Большинство элементов почистили и обновили, а затем отправили на хранение в филиал музея на территории Донского монастыря. Они довольно органично вписались в общую композицию: фигуры воинов выстроились вдоль центральной аллеи, горельефы разместили в стенных нишах, а колесницу Славы установили на специальном пьедестале.

Восстановление ворот отложилось не неопределённый срок — его отодвинула Великая Отечественная война, после которой столицу, как и всю страну, по сути, отстраивали заново. Элементы в Донском монастыре терпеливо ждали своего часа. Гораздо меньше повезло, например, чугунным колоннам: они несколько лет пролежали на Миусской площади, а затем их переплавили для военных нужд — сохранилась лишь одна из двенадцати. Казалось, памятнику суждено забвение как одному из множества «пережитков прошлого»…

Арка Бове

Через несколько лет к идее строительства монументального памятника в честь победы в войне с Наполеоном вернулся император Николай I. Во время собственной коронации в 1826 году государь выразил надежду, что в столице появятся триумфальные ворота, подобные тем, что в 1814 году построили в Петербурге.

Разработать и осуществить проект строительства Триумфальной арки в Москве поручили Осипу Бове. Его роль в восстановлении разрушенной французами русской столицы была неоценима. Бове работал в стиле классицизм и его постройки отличаются особенной гармоничностью и одновременно – монументальностью. Бове принадлежат идеи множества проектов знаменитых московских памятников архитектуры. Под его руководством построен Большой театр и разбит Александровский сад, возведен Манеж и спланирована Театральная площадь.

Осип Иванович Бове разработал первый проект арки уже через несколько месяцев после того, как получил задание. Власти к тому моменту затеяли перепланировку площади, откуда в Москву въезжали из Петербурга и где предполагалось установить триумфальные ворота. Проект пришлось пересмотреть, и Бове положил его на стол царю лишь в 1829 году.

Ворота складывали из камня, который ранее использовался при строительстве Самотечного канала. Колонны арки были отлиты из чугуна, как и скульптуры, ее украшавшие. Их отливали скульпторы Иван Витали и Иван Тимофеев, взявшие за основу рисунки Осипа Бове. Над карнизом, который венчал сооружение, установили декоративную стенку или аттик, на котором начертали посвящение.

Арку строили целых пять лет. Причиной затянувшихся работ стало недостаточное финансирование и явное игнорирование этой проблемы городскими властями. Памятник народу-победителю и его императору был торжественно открыт лишь осенью 1834 года.

Интересные факты о Триумфальной арке:

  • При закладке фундамента Триумфальной арки по проекту Бове на Тверской заставе было использовано три тысячи свай.
  • В основание арки поместили горсть серебряных монет, отчеканенных в том же 1829 году.
  • Арку облицевали белым камнем, добытым в каменоломнях подмосковного села Татарово. Камень в старину называли «татаровским мрамором». В 1960 году территория бывшего села, которое располагалось в Крылатской пойме Москва-реки, была включена в состав Москвы.
  • В конце XIX столетия под Триумфальными воротами Москвы проложили трамвайные пути. Первый трамвай прошел по маршруту между Петровским парком и Пушкинской площадью в 1899 году.
Еще по теме  Пляж Нугви - самый престижный курорт Занзибара

Демонтаж и восстановление

Площадь Новых Триумфальных Ворот. Автор П.П. Павлов. Москва. Конец ХIХ — начало ХХ века

В 1912 году Триумфальную арку обновили в честь столетнего юбилея Бородинской битвы. Реставрационные работы провели и в 1920, но уже в 1936 году было принято решение разобрать архитектурный памятник. Причиной стал новый генеральный план развития столицы под руководством архитектора А. Щусева. В плане предполагалось реконструировать площадь Тверской заставы. В результате проведенных работ по демонтажу арка оказалась разобранной.

Архитекторы и строители провели предварительные тщательные замеры памятника, сделали нужные зарисовки и фото. Часть скульптур, украшавших триумфальные ворота, передали на хранение в Донской монастырь, где находился архитектурный музей.

Архитектурный план развития Москвы предполагал, что ворота, построенные в честь победы русского народа в войне с Наполеоном, будут восстановлены на площади возле Белорусского вокзала. Однако, по разным причинам претворить в жизнь эту идею не смогли. Отлитые из чугуна опоры ворот во время Великой Отечественной войны были переплавлены – стране требовался металл для нужд фронта.

Воссоздание Триумфальных ворот: новое место, новый смысл

Победа в Великой Отечественной войне позволила пересмотреть идеологические позиции. В мае 1947 года на Пушкинской площади выросла широкая резная арка с традиционными русскими узорами; по вечерам её освещали разноцветные огни. Это был не просто вход на первую послевоенную ярмарку «Весенний базар», а символический переход от времени голода и разрухи к эпохе изобилия и процветания.

В начале 1950-х годов масштабные, поистине триумфальные ворота появились на главном входе Центрального парка культуры и отдыха имени Горького и ВДНХ, который тогда был основной площадкой для массовых народных гуляний.

А в 1965 году Совет Министров СССР наконец признал большую художественную ценность и общественно-историческое значение Триумфальных ворот и приказал восстановить их. Но в ансамбль площади у Белорусского вокзала они уже не вписывались, и им нашли новое подходящее место — на Кутузовском проспекте, напротив панорамы «Бородинская битва» [1].

Строго говоря, сооружение не восстановили, а воссоздали: за 30 лет после демонтажа многие детали потерялись или пришли в негодность. Видимо, поэтому реставраторы решили не трогать рельефы и статуи, сохранившиеся на территории Донского монастыря. Пользуясь чертежами и фотографиями 1936 года, а также авторской копией арки, которая хранилась в Музее архитектуры, все элементы сделали заново. Например, чугунные колонны изготовили на заводе «Станколит», а скульптуры, гербы и горельефы — на Мытищинском заводе художественного литья.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Не обошлось без трансформаций: основа конструкции стала железобетонной, а не кирпичной, как в оригинале; вместо белого облицовочного камня использовали гранит и серый крымский известняк. А ещё изменились надписи на памятных досках: упоминание об Александре I убрали, зато процитировали строки из обращения Кутузова к армии [2].

Триумфальные ворота. Автор неизвестен. Москва. Начало 1930-х годов

Торжественное открытие приурочили, как положено, к революционному празднику: церемония состоялась 6 ноября 1968 года [3]. А через восемь лет, к 30-летию окончания Великой Отечественной войны, территорию вокруг Триумфальных ворот назвали площадью Победы. Военно-мемориальный комплекс и парк Победы, выросшие впоследствии на Поклонной горе, помогли воссозданному памятнику, разделив с ним тяжёлую двойную нагрузку.

Арка на Кутузовском проспекте

К идее восстановления арки вернулись много лет спустя в 1965 году. Перед самым наступлением нового года Совет Министров СССР рассмотрел возможность строительства Триумфальной арки по сохранившимся чертежам и фотографиям и принял решение соорудить памятник на новом месте. Кутузовский проспект был выбран не случайно: поблизости располагался музей-панорама «Бородинская битва».

Работы возглавил архитектор-реставратор В. Либсон, под руководством которого в столице были восстановлены десятки памятников архитектуры. Специалисты-реставраторы использовали в работе чертежи и зарисовки, сделанные во время демонтажа арки Осипа Бове. Осуществить восстановление ворот с возможно большей точностью помогла модель арки, сделанная самим Бове и хранившаяся в московском архитектурном музее.

Отличия арки 1965 года от ворот Бове все же имелись. Во-первых, материалы: кирпич и белый камень из села Татарово были заменены на железобетон и крымский известняк. Во-вторых, помещение для караула и решетки ворот решили не восстанавливать. В-третьих, скульптуры и чугунные рельефы, хранившиеся в Донском монастыре, использованы не были.

Вместо оригиналов на заводе в Мытищах изготовили полторы сотни новых изображений и деталей. И наконец, реставраторы изменили текст на обеих сторонах аттика. Новая надпись содержала призыв М. И. Кутузова к солдатам русской армии. В нем полководец обращался к победителям и называл воинов спасителями Отечества.

Еще по теме  Фото города Лиона интересные места и достопримечательности

Церемония торжественного открытия триумфальных ворот на Кутузовском проспекте состоялась в ноябре 1968 года. Сегодня Триумфальная арка Москвы внесена в список объектов культурного наследия регионального значения.

В процессе подготовки торжеств по случаю 200-летия победы русского народа в Отечественной войне 1812 года триумфальные ворота были отремонтированы и обновлены. В ходе восстановительных работ была заменена облицовка, расчищены скульптурные группы и прямо на месте отреставрированы элементы арки, которые невозможно было демонтировать. Скульптурную композицию колесницы и богини Ники очищали от коррозии и затем устанавливали на прежнее место.

Триумфальная арка была вновь торжественно открыта в сентябре 2012 года. В планах московских властей – сооружение смотровой площадки на триумфальных воротах.

Арки нового века: реставрация и реконструкции

Время летит быстро и не щадит даже камень и чугун. В начале XXI века специалисты отметили, что Триумфальным воротам нужна реставрация, и её провели в 2012 году, к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Облагородили не только саму арку, но и территорию вокруг неё: озеленители разбили новые цветники, а инженеры переделали систему художественной подсветки. Обновлённый памятник стал одним из подарков москвичам ко Дню города.

За работы по обновлению памятника жюри конкурса «Московская реставрация» вручило сразу несколько премий. Награды присудили сразу в семи номинациях, в том числе за лучший проект и за высокое качество выполненных работ.

Кроме того, на 18-й Международной выставке по реставрации, охране памятников и обновлению городов, проводимой под патронажем ЮНЕСКО в Германии, награду получил стенд Правительства Москвы, где в первую очередь презентовали как раз реставрацию Триумфальной арки.

Использованные источники

  1. Краевский Б.П. Триумфальные ворота. — М.: Московский рабочий, 1984.
  2. Харитонова Е.В. Триумфальные ворота столицы // Московский журнал. — 2012. — № 5 (257). — С. 91–96.
  3. Михайлов К.П. Москва, которую мы потеряли. — М.: Эксмо, 2010.
  4. Постернак К.В. Инославные заимствования в русских церковных интерьерах Петровского времени // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства. — 2015. — Вып. 3 (19). — С. 102–119.

Панорама «Бородинская битва»

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Исторический музей, посвященной Отечественной войне 1812 года, появился в Москве в 1962 году. Его главный экспонат – панорама Бородинской битвы, которую в мельчайших деталях воссоздал живописец Франц Рубо. Художник закончил панораму в 1912 году к столетию битвы при Бородино. Идея написать подобное масштабное произведение принадлежала самому Рубо, а заказчиком выступил императорский двор.

Франц Рубо писал панораму в Мюнхене. В работе ему помогали художники И. Мясоедов, К. Беккер, П. Мюллер и М. Цено-Димер. Картина была закончена в мае 1912 года. Ее размеры составляли 15х115 метров. Панораму доставили в Москву на специальных железнодорожных платформах и выставили в павильоне на Чистопрудном бульваре. Торжественное открытие Бородинской панорамы прошло в присутствии императорской семьи.

После революции живописное произведение Рубо сильно пострадало от неправильного хранения. Панораму реставрировали и восстанавливали в 50-х годах прошлого века, после чего для нее был выстроен павильон на Кутузовском проспекте. Здание возвели на местеизбы в бывшем селе Фили, где проходил военный совет во главе с М. И. Кутузовым.

Несмотря на то, что музей задумывался как экспозиция лишь одной работы, за время своего существования он существенно расширил свою коллекцию. Сегодня в Музее-панораме «Бородинская битва» можно увидеть более 40 тысяч экспонатов эпохи Отечественной войны 1812 года.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Триумфальная арка Москвы, Музей-панорама «Бородинская битва», воссозданная Кутузовская изба, храм-часовня Архангела Михаила, памятник Кутузову, обелиск с братской могилы погибших русских солдат под Бородино и бронзовый бюст М. И. Кутузова входят в состав столичного Историко-мемориального комплекса в память об Отечественной войне 1812 года.

Оцените статью
Онлайн Путешествия
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.